Наверное, вы уже заметили, как два офицера российской военной разведки ГРУ мучились, пытаясь объяснить, зачем ездили в Солсбери. Они утверждали, что побывали там в качестве туристов и сразу же отбыли в Россию, как только «пошел дождь». В их рассказе много лжи, а в их паспортах расследовательская группа «Беллингкэт» (Bellingcat) нашла достаточно подтверждений того, что они работают на российские спецслужбы.
Точно так же россияне провалились в Греции, где очень разозлили вообще дружественный к России режим тем, что российские дипломаты бесцеремонно вмешивались во внутренние дела Греции. Россия стремилась помешать договору об изменении названия Македонии, а это необходимое условие для вступления этой страны в НАТО и ЕС. Россияне вели себя так агрессивно, что, как правило, благосклонные к Кремлю греки заявили во всеуслышание: «Хватит!» Они выслали двух российских агентов, а еще двум запретили въезд. Так делают, когда точно знают, что готовится враждебная операция.
Еще одна недружественная российская операция развернулась в Швейцарии.
Как передает нидерландское издание «Хандельсблад» (NRC Handelsblad) и швейцарская газета «Тагес анцайгер» (Tages-Anzeiger), еще двое российских военных разведчика были пойманы в начале этого года в Гааге. Их разоблачила голландская военная служба MIVD. При себе у них были устройства для проникновения в компьютерные сети. Агенты попытались проникнуть в специализированную лабораторию в швейцарском городе Шпиц, поскольку там якобы тестировались образцы химического вещества «Новичок», которое россияне применили в Великобритании.
Этой парой агентов швейцарцы заинтересовались еще в марте 2017 года. Тогда русские попытались проникнуть в антидопинговую лабораторию в Лозанне. Наверное, вы помните российскую государственную допинговую систему, из-за которой Россию исключили из некоторых спортивных соревнований.
Как сообщают швейцарские органы безопасности, каждый четвертый русский, аккредитованный в Швейцарии, является агентом. В общей сложности это 83 дипломата и 67 россиян без дипломатического статуса, из которых приблизительно 38 — разведчики, работающие под прикрытием российского посольства и консульств. Плюс нелегалы, то есть те, у кого нет дипломатического прикрытия. Швейцарская контрразведка докладывает о том, что таких — треть. В Прибалтике все то же самое.
У нас, в Чехии, оценки примерно те же: около трети или чуть менее половины из почти 130, то есть где-то их число варьируется от 40 до 60. А ведь мы страна со всего лишь десятимиллионным населением. Я еще не причисляю к российским агентам Мартина Неедлы, который работает на Москву прямо из резиденции президента Чешской Республики.
Я с нетерпением жду годового отчета Службы информации и безопасности (BIS), в котором чешская контрразведка опишет российскую и китайскую враждебную деятельность в ЧР. Доклад будет готов через несколько недель.