18 сентября состоялась встреча премьер-министра Венгрии и президента России. Во время переговоров обсуждались соглашения о сотрудничестве в области ядерной энергетики. Во время пресс- конференции оба лидера высказали пожелания развивать сотрудничество не только в области энергетики, но и укреплять торговые и культурные связи.
Виктор Орбан в очередной раз выразил обеспокоенность судьбой христианской культуры, которая сегодня оказалась под угрозой со стороны европейских институтов и из-за наплыва беженцев из мусульманских стран. В присутствии журналистов премьер-министр напомнил о едином подходе России и Венгрии к защите христианской культуры и христиан в целом.
«Интересы Венгрии многогранны. За последние сто лет мы извлекли из истории много уроков. Когда существовала напряженность между западной и восточной Европой, тогда венграм всегда было плохо. А когда Запад и Восток сотрудничали, тогда Венгрии было хорошо. Так что Венгрия заинтересована в том, чтобы сотрудничество между этими двумя частями света было как можно лучше. Господин Путин отметил самые главные темы, по которым мы сегодня вели переговоры, но я хочу добавить, что в нашем сотрудничестве есть еще одна особая сфера, потому что обе наши страны относятся к христианской культуре. Мы придаем большое значение сохранению и укреплению христианской культуры в современном мире. И в интересах этого мы предпринимаем все необходимые шаги, мы помогаем христианам, которые подвергаются опасности. От имени Венгрии могу сказать, что венгры всегда высоко ценили культурные достижения других народов. Мы, конечно, гордимся и своими достижениями, но Россия в этом смысле имеет в нашей стране большой авторитет».
Венгерский журналист задал Владимиру Путину вопрос об иммиграции, проблеме, которая вызывает особую озабоченность у венгров и их премьер-министра. Европейский парламент не поддержал Орбана и призывал к санкциям против его страны.
Вопрос: Я хотел бы задать вопрос президенту Путину. Что Вы думаете о миграционном кризисе в Европе? Как Вы считаете, число беженцев останется на нынешнем уровне или будет продолжать расти?
Владимир Путин: «Вы знаете, мне непросто комментировать вещи, которые нас напрямую не касаются. У нас есть свои вопросы, свои проблемы, связанные с пребыванием иностранцев на территории Российской Федерации. В известной степени это не проще, чем в Европе, потому что у нас нет границ со странами, откуда идут потоки мигрантов. Но у наших проблем существуют свои особенности, которые заключаются в том, что, как правило, все-таки это люди из бывших республик Советского Союза, а это значит, что они чаще всего владеют русским языком, понимают основы нашей культуры и легче адаптируются к российским условиям. Хотя это тоже непростой процесс и проблем здесь хватает, в том числе и на рынке труда. Что же касается Европы, то там ситуация сложнее, на мой взгляд, в этом отношении. Там люди с совершенно другим культурным кодом приходят на территорию европейских стран. И эта адаптация — это очень сложный процесс. Это проблемы, которые должны решаться внутри Евросоюза, а не в России. Судя по тому, как и что происходит, вряд ли поток будет уменьшаться. Сначала говорили о выходцах из Сирии, Ирака, других стран Ближнего Востока, а теперь говорят уже о "черной" Африке. Количество мигрантов все время растет, ситуация меняется только по географии, а потом потоки опять нарастают. В целом ясно, что потенциал миграции в Европу колоссальный, но вопрос в политике. Если поощрять эту миграцию высокими социальными выплатами, еще какими-то бонусами, то с какой стати этот поток должен остановиться? Я не очень понимаю. Но это, повторяю, наши коллеги в Европе должны сами решить, что является наиболее предпочтительным для Европы и ее развития».
Это уже была седьмая встреча между Путиным и Орбаном с 2014 года. Сегодняшние отношения устраивают лидеров двух стран, которые подвергаются жесткой критике в ЕС. После голосования в Европейском парламенте на прошлой неделе, встреча с Владимиром Путиным была как нельзя кстати для Орбана, решившего продемонстрировать, что у него есть сильный союзник, который разделяет его точку зрения относительно христианской идентичности. В то время как Маттео Сальвини (Matteo Salvini), Хайнц-Кристиан Штрахе (Hainz-Christian Strache) и Марин Ле Пен (Marine Le Pen) требуют отмены санкций против России, у двух глав государств есть все основания поддерживать друг друга.
"Сегодня многие политические силы в Европе разворачиваются в сторону России, ища в ней своего рода альтернативу глобалистской идеологии. И речь идет не только о Венгрии, но и о части общества Италии, Германии и Франции. Но Венгрия стабильно придерживалась политики защиты своих национальных интересов. Для России это очень важно, потому что мы тоже защищаем наши национальные интересы",- говорит Андрей Сидоров из МГУ.
Россия создала крепкие экономические связи с Венгрией, предоставив ей кредит в размере 10 миллиардов евро на строительство атомной электростанции "Пакш-2", которая вызывает жаркие споры и недовольство Брюссельской комиссии.
Украинский вопрос — еще один момент, который объединяет Москву и Будапешт, потому что Венгрия с ее сильной самоидентификацией уходящей корнями в историю выступает против евроатлантических и глобалистских устремлений Киева. После того как Киев ограничил венгерский язык в школах отношения между Украиной и Венгрией еще сильнее ухудшились. Эти ограничения затронут 16 000 детей в украинском Закарпатье, где проживает 100 000 мадьяр.