Спустя десять лет после глобального финансового кризиса его последствия до сих пор сотрясают мировой порядок. В то время как эта катастрофа привела к развитию национализма в некоторых странах, она также ускорила утрату Америкой положения мирового лидера, и освободившееся место пытается занять новая сила.
Уверенность, что США являются силой, необходимой для международной стабильности, пошатнулась намного раньше заявления компании «Леман Бразерс» о банкротстве. Американские политики несли ответственность за снижение роли государства в мире еще до обвала 2008 года, а американцы выбирали все более склонных к изоляционизму президентов. Широко распространенное недовольство участием США в войне в Ираке стало ключевым поворотным моментом в эпоху после холодной войны, когда большинство европейских союзников США выступили на стороне России.
Десять лет назад Китай еще не был готов предложить таковую. Однако последовавший за крахом в США кризис представил Пекину беспрецедентную возможность продемонстрировать достоинства возглавляемого государством экономического развития. Политические лидеры страны показали свою способность реагировать на кризис при помощи быстрых и эффективных экстренных мер. В 2008 году экономика Китая была меньше, чем экономика Японии. Сегодня она выросла более, чем вдвое — и сопоставима с экономикой 19 стран еврозоны. Вместе с расширением экономики Китая росло и его влияние.
Еще никогда стабильность не была столь привлекательна. Кризис государственного долга создал угрозы для существования еврозоны. Крах цен на сырье — в конце 2008 года стоимость нефти упала со 147 долларов за баррель до 30 долларов за баррель менее, чем за пять месяцев — способствовал созданию условий для волны беспокойства, привел к краху правительств в Тунисе, Египте и Ливии; подтолкнул к кризису Саудовскую Аравию и формированию предпосылок к гражданской войне в Сирии и Йемене. Потоки отчаявшихся мигрантов, бежавших от восстаний, направились на север, что еще больше ослабило и без того шаткую политику в Европе, послужило причиной призывов к укреплению границ и определило новое отношение к иммиграции.
Эти тенденции, безусловно, усилили поддержку Брексита и Трампа. Они также подтолкнули избирателей к отказу от традиционных правоцентристских и левоцентристских партий во Франции, Германии, Италии и других странах в пользу новых движений и политических партий, обещавших перемены нового толка. Однако эта тенденция не ограничилась Соединенными Штатами и Европой. Избиратели в Мексике и Пакистане отвернулись от партий истеблишимента и политических династий в поисках нового направления. Избиратели в Бразилии также могут последовать их примеру в октябре.
Сегодня глобальное соотношение сил перестало быть очевидным. Трамп говорит, что США могут одержать верх в торговой войне с Китаем, но его политическая уязвимость лишь способствовала укреплению позиций китайского президента Си Цзиньпина. В киберпространстве, тем временем, конфликты представляют собой еще большую опасность, потому что в отличие от ядерных ракет, это оружие, на самом деле, может быть использовано для проверки сил противника.
Китай также предлагает все более заслуживающую внимания альтернативу как многопартийной демократии, так и капитализму со свободной торговлей, альтернативу, которая может по-настоящему понравиться правительствам, особенно на Ближнем Востоке и в Африке, стремящимся не упускать власть из своих рук. По мере расширения инвестиций Китая в разных регионах мира, становится все более и более очевидно, что влияние США уже не столь убедительно, как раньше.
Вдобавок к этому США не отреагировали на кризис 2008 года, инвестируя в будущее. Одно дело — помочь промышленности и банкам. И совершенно другое — решить проблему растущего неравенства в стране, из-за которой многие люди считают, что у них нет никакого будущего. Не существует никакого надежного плана помощи тем, кто лишается своей работы по мере автоматизации рабочих мест. А американцы до сих пор инвестируют в то, что приносит прибыль в краткосрочной перспективе, а не в то, что способствует производительности в длительной перспективе. Поэтому рынок акций растет, а инфраструктура падает. Спустя десять лет после кризиса эти важные уроки до сих пор остаются невыученными.
В результате способность Америки к длительному пребыванию в положении лидера в данный момент подвергается серьезному сомнению. Китай, Северная Корея и Иран имеют основания считать, что могут переиграть Трампа. А учитывая, что влияние США так быстро и так давно ослаблялось, становится ясно, что в обозримом будущем американским лидерам придется продолжать борьбу с ограничением влияния сверхдержавы.