Китай — страна, которую многие американцы привыкли недолюбливать, будь то из-за геополитической конкуренции, торговых вопросов или проблемы оттока рабочих мест. Из-за этой неприязни некоторые инвесторы пренебрегают китайскими акциями.
Это ошибка, которая в ближайшие годы будет делаться все более плачевной. Развитие второй по величине экономики в мире стабильно и более чем в полтора раза превышает тот рост, которого достигли США за второй квартал благодаря налоговым стимулам.
Китай уже является крупнейшим в мире рынком для множества продуктов — именно поэтому подавляющее большинство компаний из списка S&P 500 ведут там свои дела. Также Китай стал главной движущей силой нескольких глобальных рынков. К примеру, когда в этом году китайские власти решили приостановить дотации на новые солнечные проекты, это спровоцировало приток дешевых солнечных батарей на мировом рынке. В свою очередь, это привело к снижению цен и практически свело на нет эффект 30-процентной пошлины на импортные батареи, введенной администрацией Трампа.
Более того, теперь в этом году прогнозируется снижение цен на американские солнечные батареи примерно на 17% по сравнению с таковыми до введения пошлины. Тем временем, китайские производители солнечных батарей продолжают наращивать производство и еще сильнее понижают цены, а также разрабатывают аккумуляторы, которые могли бы решить проблему непостоянных поставок экологически чистой энергии.
Разумеется, Китай сталкивается с большим количеством проблем — от роста внешнего долга и перепроизводства до зашкаливающего загрязнения воздуха и воды, а также накопления отходов во многих районах. Страна все больше зависит от зарубежных энергоносителей, в частности угля, нефти и природного газа.
И чем больше его экономика взаимосвязана с остальным миром, тем более она уязвима к возможным глобальным потрясениям, таким как текущий торговый конфликт с Соединенными Штатами.
Фондовый рынок Китая также оказался затронут начинающимся обвалом мировых рынков. Композитный индекс Hang Seng потерял более 14% годовых, в то время как Shanghai Composite опустился почти на 20%.
S&Р 500, напротив, вырос на 8%.
Подслащивает пилюлю то, что вкладываться в Shanghai Composite сейчас сравнительно выгодно. Индекс торгуется на уровне ниже, чем двенадцатимесячные прибыли, недотягивая до половины S&P, несмотря на более уверенный экономический рост.
Еще удачнее то, что схожим образом дело обстоит и с теми областями китайской экономики, в которых рост гарантирован. В частности, акции телекоммуникационной компании China Mobile (Гонконг: 941, CHL) продаются в 10 с половиной раз дешевле, чем ожидаемая от них в следующем году прибыль. То же относится и к China Gas Holdings (384, CGHLY), одному из наиболее динамично развивающихся регулируемых коммунальных предприятий в мире — соотношение между стоимостью ее акций и ожидаемым доходом практически аналогично прогнозируемому пятилетнему темпу роста.
China Mobile занимает 53-процентную долю китайского рынка коммуникаций, с более чем миллиардом пользователей проводных и беспроводных сетей. И она вот-вот получит новый импульс с запуском сетей 5-G, которым власти уделяют ключевой приоритет. В своем секторе у Китая больше всего денежных ресурсов, и он уже сформировал сеть промышленных союзов, чтобы распространить интернет вещей по всей своей территории. При этом он делится доходами с инвесторами, понизив свои полугодовые сборы еще на 12.5 процентов в прошлом месяце.
China Gas больше всего выиграла от стремления Китая перейти на более чистый природный газ, обусловленного борьбой с чудовищным ущербом окружающей среде, который наносит зависимость страны от угля. Компания работает главным образом в промышленной провинции Хэбэй, где особенно остро стоит проблема загрязнения почвы, воды и воздуха.
Единственным реальным препятствием на пути роста компании остается недостаток газовых поставок, поскольку в стране недостаточно трубопроводов и импортных энергоресурсов, чтобы удовлетворить ее запросы. Это привело к росту цен на газ, которые власти не всегда готовы перекладывать на клиентов.
Однако эти трудности не заставили Китай отказаться от перехода. Крупнейшие энергетические компании страны стремительно наращивают необходимые вклады в инфраструктуру, начиная с трубопроводов и центров переработки и заканчивая всем необходимым для импорта сжиженного природного газа. Не наблюдается недостатка и в потенциальных поставщиках, поскольку Австралия и США увеличивают количество готового к экспорту сжиженного газа, а Канада осуществляет строительство собственных объектов СПГ.
Хотя в последнее время China Mobile набирает обороты, акции China Gas упали примерно на 35 процентов по сравнению с июнем. Это связано с беспокойством инвесторов о дороговизне поставок и потенциальном падении спроса на природный газ во второй половине 2018. Однако даже если эти страхи оправдаются, можно с уверенностью говорить, что последствия будут краткосрочными, поскольку новые поставки приведут к снижению цен, и акции продолжат стремительный рост. Уже сейчас они достигли тех значений, при которых мы рекомендовали покупку прошлой весной в Conrad's Utility Investor.
Падение валюты затруднило ставки на возвращение к росту даже самых крепких акций развивающегося рынка. Однако China Gas и China Mobile выиграли от того, что они оценены в гонконгских долларах — валюте, которая жестко привязана к американскому доллару.
Иногда властям приходилось обосновывать эту привязку, когда мир переживал неразбериху — как совсем недавно. Однако скорее всего она продолжится, учитывая насколько ценен Гонконг для Китая в качестве финансового центра, и при невероятных ресурсах правительства.
Как и с любыми предприятиями, принадлежащими властям, которые устанавливают их стоимость, при вкладе в них есть риски, которых нет у американских коммунальных компаний. Однако с тех пор, как эти предприятия вышли на открытый рынок в 1990-х, правительство последовательно их поддерживало. И учитывая то, что инфраструктурные запросы страны лишь выросли, есть все поводы ожидать дальнейшей поддержки.
Постольку-поскольку продолжается хаос в зарождающемся рынке, их акции получат стимул к продаже. Однако для сдержанных инвесторов, которые хотят гарантированно вложиться в рост второй крупнейшей экономики мира, сейчас — самое лучшее время.