Израиль оказался в серьезной кризисной ситуации в результате воздушного инцидента с российским самолетом в Сирии. Российский разведывательный самолет был сбит сирийской противоракетной обороной в ходе атаки израильских ВВС на объекты в городе Латакия. Погибли 15 членов экипажа. Москва возложила ответственность за инцидент на Израиль, отклонив представленные им данные, свидетельствующие о том, что вина лежит на сирийских ПВО.
Сообщение России о том, что она передаст армии Асада ракеты класса С-300 ясно дает понять, что, как выразились представители российского министерства обороны, «ситуация изменилась». Министр обороны РФ Шойгу заявил также, что его страна создаст помехи для самолетов, которые намерены атаковать объекты в Сирии. Это окажет серьезное влияние на возможности ЦАХАЛ действовать в воздушном пространстве в данном регионе.
За тактическими, на первый взгляд, разногласиями скрывается стратегическая борьба. Израиль настаивает на своем праве атаковать в Сирии различные объекты, чтобы остановить экспансию иранских сил и не допустить передачу иранского оружия «Хезболле». Еще до инцидента в Латакии Россия передала Израилю внятный сигнал, что недовольна постоянными атаками ЦАХАЛ в Сирии, поскольку это противоречит российским интересам в этой стране. В последние недели Израиль снял завесу секретности со своей оперативной деятельности в сирийском воздушном пространстве. Израильское руководство заявило, что продолжит атаковать иранские объекты в Сирии. Теперь же данная стратегия стоит перед серьезнейшим испытанием.
Израилю нельзя вступать в серьезное противостояние с Россией, сверхдержавой, дислоцировавшей свои силы рядом с нашей границей. Публичное противостояние продемонстрирует, что отношения между Нетаньяху и Путиным, которыми первый так гордится, не столь прочны, как утверждает израильский премьер-министр. Командованию ЦАХАЛ также придется перестать считать сирийское воздушное пространство абсолютно открытым для любых действий израильских ВВС. Израильское общество не имеет ни малейшего представления о том, как ведутся военные действия на северной границе. Цензура не позволяет вести открытую общественную дискуссию на эту тему.
Цепь последних событий и угрозы, из них вытекающие, требуют серьезного расследования происходящего. Этим расследованием должна заняться внешняя государственная комиссия, независимая от правительства и армии.