Абе не может много уступить в области сельского хозяйства. Тогда как американские автомобили сталкиваются с новыми барьерами — а количество их покупателей уменьшается.
Помните, как в прошлом месяце из-за полемики по поводу соглашения между Соединенными Штатами и Мексикой во всем мире возникло ощущение, что мы находимся на грани радикального переписывания Североамериканского соглашения в свободной торговле (NAFTA)?
Однако в дальнейшем ситуация развивается не совсем по такому плану. Приближается окончательный срок (30 сентября) для подписания этого разрекламированного соглашения, и на этом фоне президент Дональд Трамп произнес в среду тираду по поводу того, как ему не нравятся переговорщики с канадской стороны. Помимо этого, он сообщил о том, что отверг предложение о встрече с премьер-министром Джастином Трюдо.
Все это подходящий контекст для того, чтобы подумать о перспективах вызывающей споры японо-американской торговой сделки, о чем было объявлено Белым домом всего через несколько часов после агрессивной речи Трампа.
Почти во всех категориях производимых товаров, за исключением таких частично сельскохозяйственных позиций как кожа, дерево и бумага, японские торговые тарифы ниже, чем американские.
Посмотрите, например, на ключевые области, упомянутые в совместном заявлении обоих правительств. Соединенные Штаты хотят получить «доступ на рынок в секторе автомобилей» для увеличения количества рабочих мест в районах «Ржавого пояса», тогда как Япония не намерена открыть свой сельскохозяйственный рынок сверх того, что она предлагала в рамках предыдущих договоренностей, включая Транстихоокеанское партнерство.
Если проанализировать структуру импортных пошлин обеих стран, то проблема становится ясной. Хотя Трамп любит представлять себе Японию меркантилистской нацией, то есть такой, какой она была в то время, когда промышленный экспорт способствовал ее послевоенному восхождению, в настоящее время Соединенные Штаты являются намного более протекционистской нацией на этом фронте.
Тарифы в Японии ниже, чем в Соединенных Штатах для всех категорий промышленных товаров, за исключением кожи*. Что касается транспортного оборудования, то они установлены на нулевом уровне — Япония отменила последние тарифы на ввозимые автомобили еще в 1978 году, тогда как соединенные Штаты все еще облагают 2,5-процентным тарифом автомобили и 25-процентным тарифом легкие грузовики. Но именно в области сельскохозяйственной продукции эта азиатская страна продолжает сохранять барьеры — в некоторых случаях тарифы могут доходить до 96%.
Самые высокие тарифы в Японии введены на сельскохозяйственным товары, и в этой области они выше, чем в Соединенных Штатах почти по всем позициям, за исключением алкогольных напитков, табака, масличных культур и хлопка.
Вопрос о доступе на японский рынок американских автомобилей поднимается каждое десятилетие, начиная с 1970-х годов, однако, как правило, его обсуждение порождало больше тепла, чем света. Японские производители автомобилей нашли свой путь на американский рынок, поскольку потребители хотели приобрести небольшие, экономичные и надежные автомобили, тогда как японский рынок, ориентированный на гибридные, небольшие автомобили и минивэны, не считает особенно удачными прожорливые внедорожники, на производстве которых почти полностью сконцентрирована компания «Форд Мотор Ко.».
Однако такие компании как «Тойота Мотор Корп.». и «Хонда Мотор Ко.», которые считают Соединенные Штаты своим крупнейшим рынком и автомобили которых входят в число наиболее продаваемых в Америке моделей, могут быть довольны, поскольку разговоры по поводу сделки вряд ли как-то повлияют на ситуацию в целом. Американский автомобильный рынок не растет.
В то время как показатели продаж большой тройки из Детройта увеличиваются в результате введения тарифов, защищающих производителей грузовиков, а также стимулирующих льгот, иностранные автопроизводители замедляют темпы своей работы, что приводит к сокращению выбора для потребителей. Японцы, например, делают ставку на Китай, где лучше перспективы для электромобилей и для более широкого роста.
Новый договор в рамках NAFTA приведет к дополнительному давлению на операционную прибыль японских автопроизводителей.
Это свидетельствует о недостаточной продуманности существующих предложений. Преступник Вилли Саттон (Willie Sutton), как известно, объяснял, что он грабил банки, «потому что в них находились деньги». Таким же образом в рамках Транстихоокеанского партнерства, из которого Трамп вышел в первую неделю своего пребывания у власти, предпринимались попытки сократить японские сельскохозяйственные тарифы и американские тарифы на промышленные товары, потому что именно в этих областях и существуют ограничения.
Все администрации США пытались применить новую стратегию отношении Японии в надежде на то, что какие-то ее элементы можно будет сохранить. Правительство Рейгана предложило меры в конкретных секторах для увеличения экспорта в области фармацевтики, телекома и автомобилей. Это не помогло увеличить экспорт автомобильному сектору. Что касается администрации Джорджа Буша-старшего, то она сосредоточила свое внимание на таких нетарифных барьерах как политика Японии в сфере землепользования и бизнес-модель кейрэцу — и вновь особого результата не добиться не удалось. Билл Клинтон сформулировал двустороннее соглашение с Японией, в котором были объединены элементы предложений Буша и Рейгана. Но и это не привело к значительному сдвигу, а на улицах Японии больше американских автомобилей не стало.
Даже с учетом высокого уровня защиты своего сельского хозяйства низкие барьеры в японской промышленности означают, что сегодня эта страна является наиболее открытой из экономик группы G-20 по общему уровню тарифов.
В результате то соглашение, которое будет направлено на продвижение американских промышленных товаров но которое не причинит сильной боли японским фермерам, можно считать обреченным на провал.
Япония показала, что она предпочитает пересмотренную версию Транстихоокеанского партнерства любой двусторонней сделке, независимо от того, являются ли Соединенные Штаты его членом, или нет. Но предпочтительным вариантом, все же, является участие Америки. Парламент Японии в июне нынешнего года принял ключевой законопроект, необходимый для формализации версии этой сделки с участием 11 государств, и теперь нужно, чтобы другие государства ратифицировали соглашение о Транстихоокеанском партнерстве, и тогда оно станет реальностью.
С учетом все еще влиятельного фермерского лобби, трудно себе представить, чтобы премьер-министр Синдзо Абэ согласился снизить сельскохозяйственные барьеры в той же мере, в какой участники Транстихоокеанского партнерства без Соединенных Штатов делают, по крайней мере, столь же значительные уступки в промышленной области. Возможно, будет достигнуто соглашение относительно более короткого периода, предусмотренного для проведения сокращений, вместо абсурдных 25 лет. Однако трудно себе представить, чтобы администрация Трампа согласилась с условиями сделки, которая будет означать предательство интересов среднезападного «Ржавого пояса» в тот момент, когда до промежуточных выборов осталось всего две недели.
Любое торговое соглашение — это вопрос о том, чем нужно пожертвовать и что можно получить. В этих переговорах каждая нация будет пытаться добиться того, чтобы другая сторона немного снизила свои торговые барьеры. Однако без определенных взаимных уступок никакое соглашение не будет устойчивым.
* Япония также ввела более высокие тарифы на дерево и бумагу, на рыбу и рыбные продукты, которые Всемирная торговая организация не считает сельскохозяйственными.