Россия премирует Асада за сбитый им русский самолет и гибель русских офицеров поставкой комплекса ЗРК С-300. Ну, этого и следовало ждать. Сам писал сразу после публикации о случившемся ЧП, 18 сентября, что таков будет ближайший результат. Арабы, подчеркивал тогда же, умеют извлекать выгоду из собственных провалов. Однако не только они. Оскандалившиеся в ситуации с заваленным по их вине самолетом генералы МО РФ выдадут этим шагом премию и себе родимым за свой провал.
Коврижки вместо шишек
С-300 бесплатно достанется только Асаду, но не российскому налогоплательщику и российской же казне. ВПК получит из нее только за сам ЗРК полную цену — не меньше 1 миллиарда долларов, судя по объявленной сумме за тот же комплекс Ирану в 2017 году. За один, а одним не обойдутся.
И это лишь прямые стартовые затраты. С них все только начнется. С-300 — сложный многофункциональный комплекс. Его обслуживание требует обширной инфраструктуры, квалифицированного персонала, само собой — дорогостоящих расходных материалов, комплектующих и боеприпасов.
Ничего этого, понятно, в разваленной сирийской армии и ее допотопной ПВО нет. Все это станет обеспечивать российская армия и ВПК. Плюс к тому — тоже не бесплатная подготовка сирийских специалистов для работы на С-300 и их инфраструктурных подразделениях. А после нее — не оставлять же без присмотра даже обученных туземцев, которые, как видим, и из менее грозных ЗРК ухитряются заваливать родные самолеты? Значит, надо сажать над ними и рядом с ними непосредственно в боевые расчеты своих «военных советников». Потому что наличие таковых в штабах сирийских ПВО не уберегло несчастный Ил-20.
Это ж сколько народу удастся пристроить на теплые престижные места — с полевыми, боевыми и валютными надбавками! Всем сыновьям, внукам, зятьям и племянникам хватит.
Так русские генералы в больших красивых фуражках, которым за абсолютную беспомощность и дремучий непрофессионализм, приведший к потере Ил-20 и его экипажа, полагалась бы немедленная высылка на родину с предписанием о полном служебном несоответствии, получат самую желанную награду за то же самое: новую щедрую и долговременную линию финансирования и громадное расширение штатов, особенно сирийского контингента.
Потому что те, кто должны были их наказать за жестокий провал, повлекший гибель 15 офицеров, — руководство министерства обороны — играют с ними на одну руку. Чиновники Минобороны и сядут на вновь открывающийся финансовый поток, будут выделять, укомплектовывать и пополнять штаты. И это еще, если никто знать не знает и в расчет не берет откатов, распилов и коммерческих связей с сирийской верхушкой и военными.
Нарочитая индульгенция
Ради такого прибытка стоит поступиться истиной, выражаясь деликатно, а попросту — врать, не стыдно подтасовывать факты, менять версии, выдвигать профессиональные заключения, смешащие специалистов, пренебрегать логикой и здравым смыслом.
Ил-20 сбит ракетой с С-200 сирийской ПВО. Но в российском Минобороны этот непреложный и признанный им самим факт игнорируется с такой настойчивостью, что заставляет предположить, будто самолет сбили не сирийцы. В их адрес за все время не прозвучало из Москвы ни одного упрека, даже сетования на недостаточный профессионализм или досадную ошибку. Хотя специалисты — как израильские, так и российские — утверждают, что спутать на радаре Ил-20 и F-16 можно только в горячечном бреду.
Но какая прибыль от признания очевидного — что лажанулись сирийские неумехи или их русские инструкторы? Сплошные убытки.
Поэтому надо перевести стрелки с тех, кто завел самолет в зону обстрела ЗРК (то есть самих себя), и тех, кто его сбил, — сирийцев (если это они, а не тоже мы сами), — на тех, за кого можно спрятаться и списать свой провал.
Так после десятичасовых раздумий родилась первая версия МО РФ. В ней выносится за скобки как мало значащие обстоятельства — кто стрелял и кто завел под обстрел. Это неважно! Главное — из-за чего пошла стрельба! Тут чистая прибыль — мы ни при чем. Все израильтяне — они спрятались за нашим самолетом, и его сбили — не будем говорить, кто, это за скобками.
Анимационная война
С этой чисто оценочной версией сразу было не все в порядке. Если неважно, кто стрелял, а важно — из-за кого стрельба, то почему остановились на израильтянах? Они там оказались потому, что иранцы намеренно разместили в опасной близи от российской военной базы свой «алюминиевый» завод по модернизации ракет для «Хизбаллы» с согласия сирийского правительства, а это нарушение «красной линии», оговоренной между Израилем и Россией. Так что, если пользоваться логикой МО РФ, изначальная вина все-таки на сирийцах, которые, в конечном счете, и сбили самолет. Но глубина экстраполяции причинно-следственных связей Минобороны до них не доходит ни в какую — возникают нежелательные неудобства.
Однако и с оперативно-тактическими обоснованиями вины израильтян тоже сплошные неудобства. Ключевой их момент, напомню: израильские F-16 прикрылись российским Ил-20, и тем подставили его под удар предназначенной им ракеты.
Это предположение на уровне утверждения обескуражило специалистов не только в Израиле, но и в России. Ну, не могут четыре сверхзвуковых истребителя укрываться за самолетом, движущимся со скоростью в 2,5 раза меньше, к тому же на высоте на 5 км выше. Противоречит законам физики.
Наивные израильтяне полагали, что с легкостью опровергнут эту абсурдную версию, тем более что располагали данными с радаров, спутников, видео- и аудиозаписями о том, что на момент попадания ракеты в Ил-20 участвовавшие в операции F-16 были уже на израильской территории. С этими документальными свидетельствами в Москву отправился командующий ВВС Израиля генерал Амикам Норкин во главе военной делегации, в которую входили и высокопоставленные представители военной разведки АМАН. Они не сомневались, что российские военные, получив такие доказательства, все поймут, коллеги между собой разберутся — и не останется места для напраслины.
Не тут-то было! После отъезда израильских генералов Минобороны в своем официальном заключении, наоборот, обвинило их во лжи и фальсификации.
Оно представило собственные доказательства. Очень наглядные: обошлись без мало понятных широкой публике слайдов с радаров, зато продемонстрировали четкую цветную мультипликацию собственного изготовления. На ней хорошо показан весь инцидент с официальной российской точки зрения, отстаивающей полную вину израильтян.
Нельзя сказать, что она в точности повторяет первоначальную версию. В ней учтены некоторые недоуменные вопросы, вылившиеся в СМИ. Например, не все четыре F-16 спрятались за Ил-20, а только один, оторвавшийся от группы. Остальные, отбомбившись, почему-то не уходят из зоны огня, а висят, приобретя возможности вертолета, над морем, дожидаясь, пока их не собьют, и уходят, лишь когда ЗРК сбивают русский самолет. Убедительно.
Первоначальная версия обрастает новыми подробностями — однако при сохранении незыблемой константы о вине израильтян.
Диалог с Минобороны
У меня вообще ощущение (конечно, обманчивое, но я ведь говорю об ощущениях), что Минобороны России ведет диалог лично со мной.
Вот я пишу 21 сентября, что все разговоры о том, что израильские Ф-16 прикрылись русским самолетом, бессмысленны не только потому, что это технически невозможно, но прежде всего потому, что их в небе над Сирией уже давно не было, когда Ил-20 сбили. Атака израильтян произошла около 22:00, а, по сообщениям российских же официальных СМИ со ссылкой на сведения Минобороны, самолет-разведчик исчез с радаров около 23:00.
Как услышали! 23 сентября появляется официальное заключение Минобороны, где уже говорится, что израильская атака происходила с 21:40, а русский самолет был сбит в 22:07. Сдвинули событие на час — и можно вернуться к версии про подставу.
Я пишу, что претензии Минобороны по поводу позднего предупреждения о предстоящей атаке несущественны не только потому, что звонок по «горячей линии» был не за минуту, как утверждает российская сторона, а раньше, но и потому, что российские военные не особо нуждались в этом предупреждении. В Латакии, рядом с которой все происходило, расположена основная российская военная база, и ее прикрывает ЗРК С-400. Ее локаторы сканируют всю округу на 500 км. Так что именно на российской локационной станции должны были и заметить израильские самолеты и предупредить свой самолет о заходе в опасную зону. Если, конечно, С-400 работает и умеет то, что ей приписывают.
И 25 сентября (то есть уже после выдачи официального заключения) Минобороны сообщает, что локаторы С-400 таки видели израильские самолеты перед атакой! И представляет слайд.
Была бы у меня мания величия, я действительно поверил бы, что я им подсказываю ходы. Думаю, это не последние дополнительные подробности случившегося инцидента. Новые факты и измененные старые будут еще появляться по мере возникновения недоуменных вопросов, которые не кончаются. Но все они понадобятся Минобороны России для подтверждения своей обвинительной версии, а не для установления истины, поскольку не она цель.
Большая чужая беда
Официальные израильские инстанции, не желая публично позорить российских военных начальников, отказываются обнародовать подробности, в том числе того 40-страничного доклада, которые привез генерал Норкин в Москву, предусмотрительно еще и в русском переводе, чтобы избежать искажений. Министр обороны Либерман заявил по этому поводу, что его ведомство не намерено вести дискуссию в СМИ об обстоятельствах инцидента. Кадровые российские военные, подчеркнул он, получили достаточно сведений для прояснения картины, и они, по его мнению, прекрасно знают, что и как на самом деле произошло.
В частности, Ядлин пишет, что российские военные получили предупреждение от израильских о предстоящей атаке за 10 минут (Минобороны России утверждает — менее чем за одну минуту, — В.Б.) до сброса бомб и за 25 минут до того, как был сбит русский самолет. «Когда ракета попала в Ил-20, — дополняет он, — израильские F-16 находились на линии Хайфы, заходили на посадку». Кроме того, утверждает генерал, Россия располагает собственными радарами и разведкой, она не зависит от Израиля в защите своих самолетов от сирийских ракет.
И еще одно его замечание: «Если русские говорят правду, и российские и израильские самолеты действительно одинаково выглядят на экранах сирийских радаров, — их ВВС находятся в серьезной опасности уже три года».
Мы, в том числе и бывшие российские граждане, лучше других знакомые с российскими реалиями и русской ментальностью, можем, конечно, посмеяться над простодушием израильских генералов, обескураженных тем, как в Москве поступили с предоставленными ими данными и ими самими. Ну, говорите, а мы говорим другое — слово против слова, кто сильнее, тот и прав, кто банкует, тот и тасует колоду!
Но данный случай все-таки из ряда вон.
Это не малазийский боинг, не отравление в Солсбери, где не было ни свидетелей, ни документальных кадров самого события — поди разберись, а разобрался — поди докажи. Здесь — полная картина по секундам и сантиметрам, и есть она не только у израильтян и русских.
Это самый сканируемый множеством разведок и станций слежения участок мира. Чтобы здесь называть черное белым, а белое черным, корректировать данные по своему усмотрению, да по нескольку раз, — нужна небывалая смелость, если не сказать — наглость. И хватило!
Коммерция на грани войны
Но какая, в сущности, разница, если этот непрофессионализм, этот провал и эта ложь принесут чиновникам МО РФ и армейской верхушке хорошие дивиденды? Право, евреям стоит поучиться коммерции у русских генералов. Жаль не получится повторить. Надо самому быть русским генералом из армейской или министерской элиты, чтобы так же извлечь очевидную выгоду из положения полного фиаско.
Даже если единственным результатом трагедии с Ил-20 станет поставка С-300 в Сирию и значительное расширение российского военного контингента там, прибыль окажется гигантской — естественно, причастным, а не казне. Ей как раз — убытки.
Но быстрая и очевидная выгода может обернуться потерями, в том числе, и коммерческими, в перспективе. Поставка С-300 и их инфраструктуры, включая подразделения РЭБ (Шойгу обещал закрыть небо над Сирией и Ливаном вплоть до Кипра) станет лишь первым актом нового марлезонского балета на сцене боевых действий в самой горячей точке Ближнего Востока.
Новый виток вооруженного противостояния создаст новую реальность. Иран — истинный виновник нынешнего обострения и единственный его триумфатор — расширит свою активность в Сирии. Израиль не сможет с этим мириться, о чем уже сейчас заявляет открыто, то есть продолжит бомбардировки. Все это поставит его и Россию на грань настоящей войны. Здесь подобное уже было во времена СССР и завершилось в пользу Израиля.
В апреле нынешнего года, когда очередной раз возникла вероятность поставки тех же С-300 Сирии, министр обороны Либерман однозначно заявил, что если новые ЗРК откроют огонь по израильским самолетам, их уничтожат, будь они хоть С-300, хоть С-700, как он выразился.
Вопрос, станут ли израильтяне уничтожать сирийские С-300, зная, что там находятся российские военнослужащие. В свое время, последний раз в 1982 году, это не остановило израильтян. Не остановит и теперь, лишь только возникнет угроза израильским летчикам.
Использование российских военных в качестве живого щита сирийских ПВО окажется эффективным до первого попадания.
Но момент истины наступит еще раньше. Если после установки С-300 на боевое дежурство, налеты израильской авиации на иранские объекты в Сирии продолжатся (израильтяне утверждают, что иначе и быть не может), репутация этих ЗРК, которые российский ВПК рекомендует как самые совершенные в мире и практически непреодолимые, будет подорвана напрочь. Их не удастся продать никому. После такой эффективной антирекламы они останутся только для домашнего пользования и сгодятся только на подарки дружественным режимам, их производство ляжет целиком на казну.
Личный враг
В состоянии ли израильские ВВС справиться с С-300? Тот же генерал Ядлин утверждает, что к этой угрозе израильтяне готовятся уже 25 лет. Нет шансов, что за такой срок у них не появилось технических и методических возможностей. Что бы ни говорили о непрофессионализме израильских летчиков в Москве в эти дни, во всем мире они считаются лучшими.
И если это было лишь теоретическим рассуждением, я знаю один личный мотив, который подвигнет еврейские ВВС доказать потенциальную возможность на деле и со всей сокрушительной, даже показательной убедительностью.
Это командующий ВВС Амикам Норкин. Он не забудет свою поездку в Москву. Заслуженный боевой летчик, уверенный в правоте своих ребят, он наверняка отправлялся в этот вояж с тяжелым сердцем. Только приказ премьера и государственная необходимость уладить нежелательный инцидент заставили его поступиться самолюбием и лететь в российскую столицу с излишними, в общем, объяснениями — фактически извинениями.
А его объявили там лжецом.
Я не знаю, кто советник у Шойгу по израильским делам, но он совершил большую психологическую ошибку. В израильской армии, как и в любой другой, много бардака. Не все все делают правильно, часто ошибаются, совершают глупости и тяжелые проступки. Все прощается, кроме одного: врать — нельзя. Ложь — самое позорное для израильского офицера. В ВВС — элите не только армии, но и общества — это на уровне инстинкта.
Клеймо лжеца, которым наградили генерала ВВС Норкина в Москве, — оскорбление, которого, я уверен, он снести не сможет.
Дуэли давно отменены. Теперь для него дело чести — рассчитаться с обидчиками тем оружием, которое у него есть. А у него есть.
С-300, если они действительно окажутся в Сирии, в плохом положении. У них в Израиле появился личный враг, которому поручат с ними разбираться по должности.