— Трехсторонняя структура изначального соглашения сохранена
— Канада и Мексика получают отсрочку по пошлинам на машины
Президент США Дональд Трамп готов подписать пакт, который придет на смену Североамериканскому соглашению о свободной торговле. В нем есть лишь довольно скромные изменения по сравнению со сделкой НАФТА, которую он как-то назвал «катастрофой». Это в определенной мере устранило неопределенность, от которой страдали компании, пользовавшиеся беспошлинной торговлей.
В эти выходные американские и канадские переговорщики работали круглые сутки, пытаясь подготовить соглашение до полуночи воскресенья, чтобы лидеры этих стран и Мексики смогли подписать его к концу ноября. Теперь на смену договору НАФТА, которому исполнилось 24 года, придет американо-мексикано-канадское соглашение (USMCA, или АМКС), охватывающее своим действием огромный регион с ежегодным объемом торговли более одного триллиона долларов.
Эта сделка должна положить конец непростому периоду в отношениях между США и Канадой, которые традиционно являются близкими союзниками в вопросах национальной безопасности и торговли. Этот альянс подвергся суровому испытанию из-за характерной для Трампа агрессивной манеры ведения переговоров и готовности премьер-министра Джастина Трюдо настаивать на своем по ключевым вопросам, таким как молочная продукция и урегулирование споров.
После появления этих новостей поднялись американские фьючерсы на акции, канадский доллар и мексиканское песо. Канадский доллар поднялся на самую высокую по отношению к американскому отметку с мая месяца, а курс мексиканского песо вырос на один процент.
Молочная продукция
Новое соглашение даст американским фермерам больше доступа к канадскому рынку молочной продукции, лучше обеспечит защиту интеллектуальной собственности и ужесточит правила происхождения продукции автомобилестроения. Об этом заявили два высокопоставленных представителя администрации Трампа, согласившиеся на беседу с репортерами на условии соблюдения анонимности.
Трамп неоднократно грозил выйти из НАФТА, а лидеры бизнеса в ответ на это предупреждали, что такие меры вызовут хаос с поставками. Действовавшее с 1994 года Североамериканское соглашение о свободной торговле отменило пошлины на большинство товаров. Однако Трамп утверждал, что из-за него Мексика забирает себе американские рабочие места, и у США существенно увеличился дефицит в торговле с южным соседом.
Администрация Трампа в прошлом месяце уже дала согласие на улучшение отношений с Мексикой, из-за чего Канада была вынуждена пойти на уступки, дабы присоединиться к соглашению.
Достигнутая в последний момент в воскресенье договоренность позволит сторонам подписать соглашение до 1 декабря, когда в отставку со своего поста уйдет президент Мексики Энрике Пенья Ньето.
Но этот пакт еще предстоит утвердить законодателям трех стран. Голосование в американском конгрессе по этому вопросу вряд ли состоится до 2019 года. В ноябре в результате промежуточных выборов демократы могут взять под свой контроль палату представителей, и тогда Трампу будет гораздо труднее добиться утверждения сделки.
Напряженность с Китаем
Сенатор-республиканец из Юты Оррин Хэтч (Orrin Hatch) выразил удовлетворение в связи с тем, что администрация сумела сохранить трехстороннюю структуру соглашения, и отметил, что НАФТА всегда приносила успех США. Хэтч возглавляет в сенате комитет по финансам, который является в верхней палате главным органом, отвечающим за торговлю.
Соединенные Штаты добиваются прогресса на торговых переговорах практически со всеми крупнейшими торговыми партнерами, за исключением Китая. На прошлой неделе Трамп подписал обновленное торговое соглашение со своим южнокорейским коллегой Мун Чжэ Ином и заявил, что достиг договоренности с японским премьер-министром Синдзо Абэ о начале торговых переговоров с Японией, поскольку США стремятся увеличить экспорт своей автомобильной продукции.
Вместе с тем, Трамп ввел повышенные пошлины на китайские товары на сумму 250 миллиардов долларов и предупредил о дальнейшем их расширении.
Новый торговый пакт дает Канаде и Мексике определенную защиту от угроз администрации Трампа ввести из интересов национальной безопасности пошлины на импорт автомобилей. Канадский экспорт в количестве до 2,6 миллиона машин не подпадает под действие американских пошлин на иномарки. У Мексики такой же экспортный порог, хотя ни та, ни другая страна не экспортирует так много автомашин в США.
Вот некоторые другие детали соглашения.
В нем без изменений останется так называемая глава 19 механизма урегулирования споров. Она предусматривает рассмотрение дел о демпинге и компенсационных пошлинах, что являлось серьезным камнем преткновения на торговых переговорах.
Введенные в текущем году Трампом против обеих стран пошлины на сталь и алюминий остаются в силе. По словам американских официальных представителей, вопрос по ним будет рассматриваться отдельно. Эти чиновники не назвали конкретные сроки снятия данных пошлин.
Урегулирование споров между инвесторами и государством будет постепенно отменено между США и Канадой, но останется в силе по определенным отраслям между США и Мексикой.
Канада согласилась поднять порог по введению пошлин на заграничные покупки, что являлось ключевым требованием США. Новый минимальный уровень таможенной пошлины будет составлять 150 канадских долларов (сейчас он равен 20 канадским долларам). А налог на продажу составит 40 канадских долларов.
Свой материал для статьи предоставил Эрик Мартин (Eric Martin).