Мачизм, женоненавистничество и гендерное насилие все шире освещаются в средствах массовой информации и даже на политической арене. Возможно, это отражает то, каких масштабов достигает повсюду само явление. В Мехико 60% женщин сообщают о том, что подвергались сексуальному насилию на улицах и в общественном транспорте. Женщины составляют подавляющее большинство жертв сексуального насилия, но от гендерного насилия гораздо больше страдают мужчины, чем женщины (в 10 раз больше в Мексике и в целом в мире). Но важно отметить, что 80-90% обидчиков —это мужчины. Все более насущной становится проблема того, что мужчины совершают акты насилия как в отношении женщин, так и в отношении мужчин. Это хорошо известные мачо (например, в деле Айоцинапа мужчин против мужчин). Мачизм затрагивает всех и является ключом к искоренению насилия.
В прошлый вторник стало известно, что Исмаэль Гарсия Кабеса де Вака, сенатор от Партии национального действия, вел обсуждение в чате по поводу фотографии девушки с глубоким декольте. Обсуждение до предела оскорбительное. Собеседник написал ему: «Пришли номер сутенера, хочу с нею поразвлечься», на что он ответил: «Нас уже двое».
Эти два господина проявляют высшую степень презрения, отпуская такие неуважительные и женоненавистнические шутки. Именно такие «незначительные» случаи перерастают в крупные преступления. Фернанда Морено, девушка на фотографии, крайне обеспокоена тем, что фотография, которую она выложила на Facebook, оказалось в телефоне сенатора, и это отразилось на ее отношениях с родными и коллегами. Фернанда Морено — студентка второго курса частного университета, где изучает маркетинг и также работает моделью. В интервью она сказала: «Я не из эскорта-услуг и не знаю, почему у него оказалась моя фотография. Я сотрудничаю с несколькими брендами и боюсь, что они не захотят связываться со скандальной моделью». Девушка стала получать оскорбительные сообщения от пользователей социальной сети: «Я получаю сообщения, полные ненависти, оскорблений. С одной стороны, многие пишут, что я ни в чем не виновата, а с другой стороны, мне приходят шутки из серии "Сколько стоит с тобой поразвлечься? " Из-за этого у меня начались проблемы с общением в социальных сетях, мне трудно ходить в университет».
Скандал в средствах массовой информации не гарантирует того, что оскорбитель впоследствии не будет совершать аналогичных проступков, или что другие не последуют его примеру. Публичные извинения могут быть недостаточными. Следует удостовериться, что сенатор не связан с теми, кто занимается сексуальной эксплуатацией женщин. Это сложный и серьезный вопрос, и следует принимать во внимание, что необдуманно оскорбивший один раз легко перейдет к более серьезным правонарушениям. Жизненный опыт учит нас тому, что задира легко переходит от слов к действиям, к насилию и даже убийству женщин. Государство не обратило на него должного внимания и тем самым способствует распространению такого типа насилия.
Необходимо изменить женоненавистническую культуру, не допустить того, чтобы социальной нормой стали и менее серьезные оскорбления: сексистские комментарии или критика чужого тела, внешности и сексуального поведения, которые унижают достоинство. Необходимо ввести административную ответственность за непристойное поведение, в частности за домогательства на улице или в социальных сетях, и тогда, возможно, произойдут культурные изменения, необходимые для искоренения насилия. Как алкотестер стал эффективной мерой для снижения количества несчастных случаев на дороге, так и штраф или арест на 20 —36 часов, в зависимости от тяжести проступка, станет превентивной мерой против сексуальных домогательств.