18 сентября по пекинскому времени российский самолет радиоэлектронной разведки Ил-20 во время возвращения на военную базу Хмеймим был непреднамеренно сбит ракетой комплекса С-200 сирийских правительственных войск, в результате чего погибло 15 российских военных. Во время крушения самолета четыре боевых самолета Израиля F-16, выждав момент, осуществили налет на сирийскую провинцию Латакия. Российская сторона считает, что Израиль нарушил суверенитет Сирии, а также нарушил соглашение о взаимном оповещении о неправомерном поведении, подписанное между Россией и Израилем. Израиль известил Россию по «горячей линии» лишь за минуту до налета первого самолета, за такой короткий промежуток времени у России не было возможности перенаправить Ил-20 в безопасную область. Израиль использовал совершающий посадку российский самолет в качестве заслона, чтобы «посеять смуту», и он должен нести ответственность за случившееся.
После происшествия Россия немедленно создала комиссию по расследованию для начала уголовного расследования, министр обороны РФ Сергей Шойгу заявил, что Россия обязательно «примет меры» в отношении израильских ВВС.
Все это произошло из-за ряда случайных факторов. Система опознавания «свой-чужой», применяемая в современных войнах, стабильна и надежна, поэтому весьма сомнительно утверждение о том, что проблемы в собственных технологиях и системах привели к ошибочной атаке. Данный инцидент связан как минимум с тремя факторами: во-первых, в одно время и в одном месте оказались ВВС России, Израиля и Сирии; во-вторых, Израиль, используя в качестве заслона как раз самолет, совершающий посадку, привел в замешательство силы противовоздушной обороны Сирии; в-третьих, Израиль уведомил российскую сторону лишь за минуту до налета, и это привело к тому, что Россия за такой короткий промежуток времени никак не могла предотвратить появление самолета в опасной области.
Несмотря на то, что в этом происшествии Израиль несет ответственность как «зачинщик смуты», Россия и Сирия точно так же несут ответственность за отсутствие гарантий безопасности в непредвиденных ситуациях.
У Израиля не было умышленных намерений, и его отношение к происшествию весьма искренне. На протяжении всего инцидента, если обратиться к сведениям, полученным на тот момент, можно увидеть, что нет никаких доказательств, свидетельствующих, что Израиль умышленно совершил налет на российский разведывательный самолет. В действительности, наиболее вероятно то, что Израиль, стремясь укрыться от огня сирийских зенитных ракет, решил приблизиться к российскому разведывательному самолету расчитывая, что это позволило бы его собственным самолетам безопасно покинуть территорию. После происшествия Израиль выразил искреннее желание координировать расследование. Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху немедленно провел телефонные переговоры с президентом России Владимиром Путиным, в которых выразил соболезнование в связи с гибелью российских солдат. Кроме того, он упорно настаивал и на том, что ответственность за случившееся лежит на Сирии. Вслед за тем в срочном порядке с соответствующими материалами и информацией он направил в Москву главнокомандующего ВВС Израиля, чтобы подробно изложить сведения о происшествии.
В инциденте с крушением российского самолета поведение России тоже весьма необычно — слишком много «умеренности» она демонстрирует и в отношении с Израилем действует весьма мягко. Представитель Армии обороны Израиля заявил, что израильская делегация провела в Москве с российскими представителями специализированную, открытую и прозрачную дискуссию о крушении российского самолета. Обе стороны подчеркнули важность защиты интересов обоих государств, а также дальнейшего совершенствования систем устранения конфликтов.
Возможно, Россия продолжает анализировать ситуацию, возможно, она откажется от идеи реванша. В ноябре 2015 года Турция сбила российский боевой самолет. Тогда Россия, помня о «плате злом за добро», успешно добилась того, что Турция — член НАТО — начала «слепо подражать» России на сирийском театре военных действий. Это также является и одним из ключевых факторов того, что международная антитеррористическая коалиция, возглавляемая Соединенными Штатами, «потеряла победу» на боевом поле в Сирии.
Сирийская война, которая ведется уже на протяжении восьми лет, сейчас достигла заключительной стадии. Россия будет более осмотрительно разбирать данный инцидент. Хотя министр обороны России и заявил о том, что Россия «примет меры» в отношении Израиля, однако такая жесткая позиция возможно представляет собой тактику давления на Израиль, и реальная цель России — вынудить его пойти по сирийскому полю войны той же дорогой, что и Турция, и «создать полный перелом» в своей политике. В таком случае Израилю, чтобы избежать возможного реванша со стороны России, придется согласиться реализовать все «изменения», которые Россия может принять на сирийском поле войны. С этой точки зрения, данный инцидент может выступить в роли катализатора и ускорить завершение сирийской войны.