Он выигрывает онлайн борьбу у Аддада. Согласно новому опросу, ультраправый кандидат постепенно набирает преимущество.
Бразильская предвыборная кампания превратилась в войну слухов, преувеличений и явной лжи, замаскированной в социальных сетях под новости, в которых ультраправый кандидат Жаир Болсонару, фаворит в опросах, явно обыгрывает левого Фернанду Аддада.
«В Венесуэле известны коды от электронных урн для манипулирования выборами», «При правительстве Аддада государство будет отбирать у родителей детей с пяти лет», «Болсонару хочет закрыть программу Bolsa Familia (Гранты семьям)», «Военные уже готовы к захвату власти в случае поражения Болсонару» и «Фотографии демонстраций были отретушированы». Таковы некоторые из фейковых новостей, которые были распространены в последние дни в социальных сетях фейсбук, инстаграм, твиттер и группах в WhatsApp командами обоих основных кандидатов в президенты, которые намерены попасть на второй тур 28 октября.
Согласно результатам опроса социологического центра «Датафолья» (Datafolha), опубликованным вчера вечером, Болсонару быстро обгоняет Аддада. Ультраправый кандидат поднялся на три пункта, получая поддержку до 35% избирателей, в то время как кандидат от Партии трудящихся поднялся всего на один пункт, до 22%. Предполагается, что на выборах Болсонару наберет на 2% больше (44% против 42% Аддада, согласно опросу).
Онлайн бомбардировка не прекращается, превышая порой 1000 постов в день. Но на этом фронте армия Болсонару, от Социал-либеральной партии (PSL), намного мощнее, чем у Аддада, от Партии трудящихся (PT).
Болсонару, крайне неоднозначный депутат и бывший военный, имеет более семи миллионов подписчиков в фейсбуке, 3,7 миллиона — в инстаграме, 1,5 миллиона — в твиттере. Аддад же, который в прошлом месяце занял место недопущенного и находящегося в тюрьме Луиса Инасиу Лулы да Силва, имеет всего 706 тысяч подписчиков в твиттере, 638 800 в фейсбукеи 398 000 в инстаграме. Даже если прибавить сюда подписчиков страниц Лулы (3,9 миллиона в фейсбуке, 516 тысяч в инстагрме и 447 тысяч в твиттере), разница очевидна.
«Болсонару, не имея обширных финансовых ресурсов и развитой партийной структуры, возлагает все свои надежды на социальные сети, где накаляются до предела чувства страха, ненависти и бешенства, сопровождающие эту кампанию. На телевидении, которое традиционно являлось наиболее эффективной агитационной платформой, главные кандидаты по-прежнему взывают в обращениях к разуму и чувствам избирателей, но без особого эффекта», — объясняет профессор Университета Бразилиа Дэвид Флейшер.
Больше всех телевизионного времени имели Бразильская социал-демократическая партия (5 минут 32 секунды), Партия трудящихся (2 минуты 23 секунды) и Партия бразильского демократического движения (1 минута 55 секунд). У партии Болсонару было всего 8 секунд, поэтому он решил направить все свои силы на социальные сети, в которых он стабильно укрепляет позиции последние два года.
Он продолжил возлагать надежды на сети даже после нападения, совершенного на него в сентябре: он выкладывал фотографии и вел прямые трансляции с больничной койки. И за последние несколько недель его последователи предприняли ожесточенную виртуальную атаку на соперников депутата.
«В последние десять дней мы наблюдаем увеличение активности сторонников Болсонару в сетях, особенно в WhatsApp. С начала кампании их целеустремленность и активность были гораздо выше, чем у сторонников других кандидатов», — отметил Фабрисио Беневенуто, профессор компьютерных наук в Федеральном Университете «Минас-Жерайс» и координатор проекта «Выборы без фейковых новостей», пионер мониторинга распространения ложного контента в избирательных кампаниях в Бразилии.
Ключевая деталь в этой войне фейковых новостей заключается в том, что почти всегда — с какой бы стороны ни шли новости — она также стремится дискредитировать крупные СМИ, обвиняя их в том, что они выступают за того или иного кандидата.