Два кандидата в президенты Бразилии, вышедшие во второй тур, набрали в общей сложности 75% голосов. Теоретически четверть бразильцев на следующем витке голосования должна будет сделать новый выбор. Остальные три четверти избирателей, также теоретически, должны подтвердить свои первоначальные предпочтения. Таким образом, победу во втором туре решит порядок распределение голосов 25% избирателей, которые не голосовали ни за Жаира Болсонару (Jair Bolsonaro, Социал-либеральная партия PSL), ни за Фернанду Аддада (Fernando Haddad, Партия трудящихся PT). 13% действительных голосов, отданных Сиру Гомешу (Ciro Gomes, Демократическая рабочая партия PDT), станут главным трофеем в этом споре.
От нынешних выборов ожидали самых пестрых результатов, а на практике избиратели продемонстрировали завидную сплоченность. Политические силы, традиционно пользовавшиеся широкой общественной поддержкой, поблекли; прежние вожди и политические династии оказались отброшены на задворки истории. А поскольку вакуума в политике не бывает, мы видим, как в минувшее воскресенье вперед вышли кандидаты, которые этой системе чужды и редко появлялись на политических радарах.
Первый тур выборов можно проанализировать с двух противоположных позиций. С точки зрения адептов PSL, Болсонару необходимо сохранить полученные им голоса 49 миллионов бразильцев (46%) и заручиться поддержкой еще по крайней мере шести миллионов — в том случае, если уровень явки и показатели действительных голосов будут соответствовать первому туру. Целевой сегмент составляют 27,6 миллиона избирателей, проголосовавших за остальных 11 кандидатов. Чтобы победить, кандидату от PSL нужно перетянуть на свою сторону 22% этих избирателей и при этом не потерять полученные ранее голоса.
Если проводить анализ с точки зрения лагеря PT, то здесь Аддаду нужно прибавить к 31 миллиону голосов еще 24 миллиона, или 87% избирателей, которые не голосовали ни за PSL, ни за PT. Поскольку на Сиру приходится 43% этих избирателей, альянс между PDT и PT мог бы значительно сократить разницу, которая сегодня явно свидетельствует в пользу Болсонару. Но даже если Сиру передаст Аддаду сто процентов голосов — что маловероятно — последнему все равно придется бороться за недостающие 11 миллионов голосов избирателей, отдавших предпочтение другим кандидатам.
Второй тур — это не только новые выборы, но и продолжение первого тура. Это взаимозависимые события. Ключевую роль здесь сыграет способность каждого кандидата убедить избирателей в собственной правоте. Болсонару уже обеспечил себе численное преимущество. Перед кандидатом от PT стоит гораздо более сложная задача.
Главной особенностью второго тура является курс на примирение политических взглядов и идеалов, которые свойственны широким социальным секторам. Это одно из величайших институциональных достижений бразильской Конституции 1988 года. Бросить вызов такому положению дел могут голоса, связанные с секторами меньшинств справа и слева. Но в целом этот процесс препятствует радикальным предложениям, поощряя формирование стабильного большинства.
Когда в ходе анализа избирательного процесса нам говорят, что второй тур — это новые выборы, нас пытаются убедить в том, будто игра начнется с нуля, а оба кандидата пустятся на поиски сторонников без оглядки на прошлый опыт. Это правда, что ничто не обязывает избирателя во втором туре голосовать за того же кандидата, за которого он голосовал в первом. Однако в бразильской истории двухступенчатого голосования на президентских выборах таковых было меньшинство. Большинство избирателей остаются верными своему выбору. Для них второй тур является продолжением первого, а не новыми выборами.
В первом туре выборов кандидаты выстраивали аргументацию, которая определила предпочтения избирателей в пользу одного и неприятие других кандидатов. Во втором туре выбор сводится к двум именам, то есть мы имеем дело с исключающим выбором, в основе которого лежит сравнение и оценка, и где худшее из зол тоже имеет значение.
Почти 30 миллионов зарегистрированных избирателей воздержались от голосования. Еще десять миллионов бюллетеней для голосования были признаны недействительными. Способность кандидатов перетянуть на свою сторону этих строптивых избирателей сыграет решающую роль для исхода голосования.
Эти 40 миллионов избирателей, а также 27,6 миллионов человек, которые отдали свои голоса за остальных 11 кандидатов, покинувших президентскую гонку, составляют целевой контингент в 67,6 миллионов бразильцев — именно от них в ближайшие три недели и будет зависеть то, кто станет новым президентом Бразилии.