Москва — Российская ракета «Союз» в четверг дала сбой на второй минуте полета на МКС, из-за чего последовала команда на прекращение полета, и два члена экипажа — американец и русский — совершили мучительную посадку на парашюте, приземлившись в своей капсуле в 300 километрах от стартовой площадки в казахстанской степи.
Американский астронавт Тайлер «Ник» Хейг и российский космонавт Алексей Овчинин пролетели половину пути в космос, а потом внезапно начали двигаться в другом направлении. По сообщению НАСА, в обратном направлении они падали 50 километров, и после приземления их быстро обнаружили спасательные команды, которые отвезли Хейга и Овчинина на космодром, где состоялась их эмоциональная встреча с семьями.
Отказ ракеты-носителя «Союз МС-10» фактически ставит крест на всех полетах американцев и русских в космос вплоть до завершения расследования причин и обстоятельств случившегося. После прекращения полетов на космических челноках НАСА в течение семи лет пользовалась российской ракетной техникой для доставки американцев на космическую станцию и их возвращения на Землю.
Драматические события четверга усилили давление на компании «Боинг» и «Спэйс-экс», которые в этом году должны подготовить к полету коммерческий космический корабль, но перенесли сроки, из-за чего запуск ожидается не ранее середины будущего года.
НАСА заявила, что три члена экипажа МКС вне опасности. У них достаточно запасов для продления полета, который по плану должен завершиться 13 декабря, и они могут вернуться домой на запасном корабле «Союз», который пристыкован к МКС. Но модуль «Союз» имеет ограничения по срокам пребывания на орбите, поскольку его топливо со временем может прийти в негодность.
В декабре на МКС должен был полететь новый экипаж в составе трех человек, но теперь эта миссия под угрозой из-за аварии ракеты-носителя. Руководство НАСА заявило, что может наступить такой момент, когда астронавтам придется возвращаться на Землю без замены.
НАСА даже временно не хочет оставлять орбитальную лабораторию стоимостью 100 миллиардов долларов, потому что она требует постоянного обслуживания, и прежде ею никогда не управляли только с Земли.
Предстоит принимать важные решения, но в четверг американские и российские официальные лица вздохнули с облегчением, когда опасность миновала. Это был ужасный день, но не трагический, поскольку система аварийного покидания сработала.
«Мы этот день планировали не так, но это здорово, что Ник и Алексей хотя бы благополучно вернулись на Землю, — сказал Кенни Тодд (Kenny Todd), руководящий в НАСА работой космической станции. — Работа, которой мы занимаемся, очень трудна. И она иногда учит нас смирению».
Отказ носителя
Пуск проходил штатно, пока внутри капсулы не загорелась красная лампочка.
«Авария носителя», — сообщил диспетчер в подмосковном центре управления, о чем свидетельствует расшифровка записи, показанная российским государственным телевидением.
За дело взялись компьютеры. Капсула автоматически отделилась от ракеты. Экипаж почувствовал резкий толчок, а потом сразу доложил о невесомости. Они находились в состоянии свободного падения на Землю.
Затем экипаж перешел на баллистическую траекторию, из-за чего Хейг и Овчинин испытали более чем шестикратную перегрузку, а капсула начала вращаться.
«Готовимся к перегрузкам, — доложил Овчинин в центр управления полетом. — Перегрузка 6,7».
Во время 34-минутного спуска связь ненадолго прервалась. Заместитель главного астронавта НАСА Грегори Рид Уайсмен (G. Reid Wiseman) сказал, что сердце у него бешено колотилось, когда он думал о том, где приземлится капсула. В этот момент всем управляла одна только гравитация, и поисково-спасательные команды на вертолетах поспешили в предполагаемый район посадки.
Парашюты раскрылись автоматически. Серая капсула упала на равнине посреди травы и накренилась. На фотографиях видно, как один член экипажа стоит на коленях, а второй полулежит на ткани парашюта, когда к ним приближаются трое спасателей.
Хейга и Овчинина осмотрели врачи, подтвердившие, что состояние у них хорошее.
«Рад, что наши друзья в порядке, — написал в Твиттере командир экипажа МКС Александр Герст из Европейского космического агентства. — Космические полеты трудны. И мы работаем на благо человечества».
Российское руководство заявило, что пилотируемые полеты в космос приостановлены на время расследования причин аварии. Российское агентство «Интерфакс» со ссылкой на источники в Роскосмосе сообщило, что все непилотируемые пуски тоже могут быть приостановлены до конца года.
Авария ракеты-носителя произошла в весьма непростой момент российско-американского космического сотрудничества. Две страны дружили и сотрудничали в 400 километрах над земной поверхностью даже тогда, когда события на Земле, скажем, российская аннексия Крыма или вмешательство России в выборы в 2016 году, вызывали напряженность.
Но Соединенные Штаты и Россия разошлись в оценке причин возникновения крошечного отверстия в пристыкованном к МКС модуле «Союз МС-09», которое было обнаружено в августе. Отверстие заделали, но Москва утверждает, что дыру просверлили специально, и предполагает, что это была диверсия. А американское космическое агентство на этой неделе заявило, что причину должны определить следователи.
Именно в такой обстановке директор НАСА Джим Брайденстайн (Jim Bridenstine) прилетел в Казахстан, чтобы посмотреть запуск «Союза» и встретиться со своим коллегой из Роскосмоса Дмитрием Рогозиным. Встреча оказалось намного более драматичной, чем они могли себе представить.
Рогозин заявил, что создаст государственную комиссию для расследования причин аварии. За все 20 лет существования Международной космической станции «Союз» впервые потерпел аварию после запуска. Отвечающий за космические полеты заместитель российского премьер-министра Юрий Борисов пообещал предоставить США всю собранную следствием информацию.
Коммерческая космическая гонка
Авария «Союза» создает колоссальную нагрузку на НАСА и компании «Боинг» и «Спэйс-экс», которые, как надеется американское космическое агентство, будут доставлять астронавтов на МКС. НАСА недавно объявила, что ни та, ни другая компания в этом году не осуществят даже непилотируемый испытательный полет, и что первые полеты с астронавтами на борту могут состояться не раньше середины 2019 года.
«Нам бы хотелось иметь больше одной работающей системы, а сейчас их у нас, согласно моим подсчетам, ровно ноль», — сказала экс-заместитель директора НАСА Лори Гарвер (Lori Garver), которая при администрации Обамы активно поддерживала идею коммерческих экипажей.
«Можно вспомнить те решения, которые были приняты — отказ от шатлов, решение конгресса не выделять финансирование в первые годы коммерческих полетов, из-за которого у „Боинг" и „Спэйс-экс" произошли задержки. Оглядываясь назад, понимаешь, что это были неразумные решения», — сказал эксперт по космической политике Джон Логсдон (John M. Logsdon) являющийся заслуженным профессором Университета Джорджа Вашингтона.
В июне случилась серьезная заминка с космическим кораблем компании «Боинг», на котором НАСА собиралась отправлять астронавтов на МКС. Во время испытаний специалисты обнаружили там утечку топлива.
«Спэйс-экс» тоже сталкивается с проблемами, но заявляет, что готова уже в январе осуществить свой первый испытательный полет на МКС без астронавтов. Тем не менее, Фил Макалистер (Phil McAlister), который в НАСА руководит программой коммерческих полетов, недавно выступил с предостережением, сказав: «С датами пусков еще много неясностей, и мы полагаем, что по мере приближения сроков пусков они будут меняться».
Последний раз авария во время старта произошла еще в советское время в 1983 году, когда взорвался носитель «Союз». Космонавты Владимир Титов и Геннадий Стрекалов катапультировались и благополучно приземлились неподалеку от стартовой площадки.
Свой материал для статьи предоставили Кристиан Дэвенпорт (Christian Davenport) и Брайан Мерфи (Brian Murphy).