После адвокатской деятельности, работы в качестве следователей и прокуроров, саудовским женщинам пришло время сесть в судейское кресло. Это произойдет, если будет одобрена инициатива четырех членов Меджлиса аш-Шуры (Консультативный совет), которые требуют внести поправки в существующую судебную систему, с тем чтобы можно было назначать женщин на должность судьи.
Члены Меджлиса аш-Шуры нового созыва Фейсал Аль-Фадхил, Айюб Аль-Джурбуа, Фахд Аль-Анзи и Ханан Аль-Ахмади призывают изменить правила, установленные 31 год назад, которые накладывают строгий запрет на то, чтобы женщины могли работать судьями. Они считают этот запрет необоснованным, лишенным четких и категорических доказательств.
Данная рекомендация прошла первый этап согласования, так как стороны одобрили ее рассмотрение. Так, вскоре она будет представлена членам Комитета по делам ислама и судебным вопросам в рамках подготовки к голосованию, которое может состояться в ближайшие недели. Если инициатива будет утверждена 76 из 150 членов Меджлиса аш-Шуры, то откроется новая страница в жизни саудовских женщин.
Десятилетия запрета
В течение десятилетий должности в юридической и судебной сферах были недоступны женщинам в Саудовской Аравии, однако ситуация начала меняться. После того как пять лет назад женщинам начали предоставлять разрешения на работу в качестве адвокатов, в стране появилось более 280 официально работающих женщин-адвокатов. Им удалось убедить консервативных судей принять их присутствие в судах Саудовской Аравии. Шесть месяцев назад министерство юстиции расширило права саудовских женщин, предоставив им возможность работать в сфере судебной документации и новых областях социальных, юридических и шариатских исследований, оказывать административную помощь и участвовать в разработке программ.
Тем самым Саудовская Аравия присоединяется к остальным странам Персидского залива, которые уже добились успеха на этом направлении. Так, Бахрейн стал первой страной, где в 2006 году на должность судьи была назначена женщина, а спустя два года это произошло в Объединённых Арабских Эмиратах. В 2013 году в Кувейте 22 женщины получили должность прокурора, и теперь на этот путь стали саудовские женщины.
Министерство юстиции Саудовской Аравии готовится к выпуску первой группы женщин, которые будут работать в прокуратуре в качестве следователей.
Большой прогресс
«Саудовская Аравия переживает новый этап, все меняется к лучшему», — сказал юрисконсульт Али Аль Хаттаб в отношении рекомендации Меджлиса аш-Шуры. «Назначение саудовских женщин на должность судей — это то, что сейчас требуется и ожидается в свете недавних изменений в Саудовской Аравии», — добавил он.
В интервью для «Расиф22» он сказал: «Саудовская Аравия переживает новую эпоху. Нет никаких правовых препятствий на пути к тому, чтобы женщины работали в судебных органах. Они будут более успешными, чем мужчины, при рассмотрении случаев личного характера, поскольку имеют большой опыт с точки зрения отношений между женщинами и их мужьями».
Аль Хаттаб считает, что поскольку женщины взяли на себя задачу проведения расследований в органах прокуратуры, это можно рассматривать как первый шаг к их вовлечению в работу судебной системы. Он настаивает, что четких юридических препятствий для этого не существует. По его словам, даже если и был бы четкий текст, запрещающий женщинам работать в качестве адвоката, что является первым шагом к вовлечению в судебную систему, или следователя в прокуратуре, но его не существует. «И я как адвокат надеюсь, что это случится как можно скорее», — признался юрисконсульт.
Аль Хаттаб жалуется на предвзятость некоторых судей-мужчин при рассмотрении дел, которые связаны с такими вопросами, как опека, развод, брак и сексуальные домогательства. Он полагает, что работа женщин в качестве судей поможет облегчить работу адвокатов. «Будет предпочтительней работать с судьёй-женщиной, нежели мужчиной, в делах, имеющих отношение к детям и домашнему насилию», — сказал он.
Слабые хадисы
Один из самых ярких примеров высказываний, которые отвергают возможность назначения женщины на должность судьи, это то, что написал Абу Мухаммад Абдалла ибн Кудама в своей знаменитой книге. В ней он, в частности, пишет: «Ни Пророк, ни один из халифов и никто из их последователей не доверяли женщинам работу судьи или управление страной. Если бы это было разрешено, то никто бы не нарушал это правило столько времени». Тем не менее, есть те, кто не считает, что это является достаточным обоснованием для запрета. Среди них профессор шариата и член Саудовского общества по правам человека Сухайла Зейн аль-Абидин Хаммад, которая является одним из самых сильных голосов в Саудовской Аравии, требующих, чтобы женщины заняли должность судьи.
Противники назначения женщин на эту должность есть не только в Саудовской Аравии. Существуют хадисы Пророка, которые запрещают это, в том числе такой хадис: «Не преуспеет народ, который поставил управлять своими делами женщину», но Сухейла Зейн аль-Абидин Хаммад, утверждает, что этот хадис слабый, потому что у него только один источник и он ненадежный, хоть и является сподвижником. Дело в том, что халиф Умар ибн аль-Хаттаб установил это в отношении хадиса, переданного Абдель Рахманом бин Аби Бакра, после того, как одного из сподвижников обвинили в прелюбодеянии, но не было четырёх свидетелей. В интервью для «Расиф22» профессор рассказала: «Он ответил на обвинение сподвижника в прелюбодеянии, и поэтому его свидетельство на тексте Священного Корана не принимается. Как же мы можем полагаться на его свидетельство?»
Она продолжила: «Женщина имеет право исполнять обязанности судьи. Исламское законодательство это не запрещает, и Имам ат-Табари позволил женщинам занимать должность судьи. Они имеют право работать в этой сфере и практиковать то, к чему пригодны, поскольку религия этого не запрещает».
Сухайла Зейн аль-Абидин Хаммад указала на то, что во многих исламских мазхабах позволяют женщинам работать качестве судьи и действительно назначают их на эту должность. Существует официальная фетва шейха университета «Аль-Азхар», которая разрешает женщине занять должность судьи. Также она рассматривает нынешние споры по этому вопросу и запрет некоторых духовных лиц как результат влияния унаследованных идей. Эти идеи в свою очередь основываются на слабых хадисах, полагаться на которые недопустимо.
Слова профессора Хаммад согласуются с тем, что написал писатель Хасан бин Салим в газете «Аль-Хаят» около пяти лет назад. Тогда он процитировал Насера бин Заида бин Дауда, одного из ведущих специалистов, занимающихся изучением судебных систем. Он подтверждает: «При рассмотрении условий, упомянутых в книгах законоведов, не было найдено ни одного положения, которое бы вызывало спор или подразумевало исключение из правил при назначении на должность судьи».
Физический аспект
Не затрагивая религиозный аспект нынешнего спора, исламский проповедник Саад аль-Сахими заявил, что работа в качестве судьи не согласуется с женской природой. Тем самым он подчеркивает, что существуют естественные препятствия, которые мешают женщинам выполнять подобные обязанности.
В интервью Raseef22 он сказал: «Крупные исламские учёные не считают приемлемым назначение женщин на должность судьи. На мой взгляд, характер этой работы не совместим с женской природой. По своей сути они эмоциональны, в то время как при вынесении приговора необходимо проявлять строгость. Ислам приравнивает свидетельство мужчины к свидетельству двух женщин, поскольку последние склонны проявлять большую эмоциональность. В этом я не придерживаюсь чего-то нового, так как большинство исламских ученых в прошлом и настоящем имеют такое мнение по этому вопросу».
«Расиф22» пытался связаться с министерством юстиции Саудовской Аравии, однако ему не удалось получить какие-либо комментарии.