Первый человек Кремля огорчен действиями Запада, угрозой нападения на сербов на севере Косово и Метохии и расширения албанского государства, поэтому решил выполнить завет Романова и безоговорочно помочь сербам так же, как это делал прославленный русский царь.
Как удалось узнать изданию «Српски телеграф» в дипломатических кругах, Путин подумывает о том, чтобы резко возразить западным лидерам, которые отстаивают окончательное решение вопроса о статусе Косово, а для сербов это стало бы полным поражением. Сербские территории были бы навсегда утрачены.
«Российский президент хочет дать понять Западу, что ему не обязательно физически присутствовать в Косово, чтобы отвести угрозу от сербов. Он хочет донести до западных сил, которые блокируют решения, провоцируют замороженный конфликт и создают угрозу новых нападений на сербов, что у него, как у президента России, есть возможности и каналы, чтобы в любой момент защитить сербов. Ему надоели игры вокруг сербского региона», — утверждают источники и добавляют, что Путин уже не раз, общаясь со своими приближенными, заявлял, что Россия не поступит с Сербией, как Ельцин.
«Путин понимает, что за всю историю у сербского народа было мало искренних друзей среди правителей европейских государств. Та симпатия, которую последний русский царь испытывал к сербам, и его участливое отношение к сербскому вопросу сыграли в истории судьбоносную роль для всего народа и его будущего. Ни один человек в новой сербской истории не сделал больше для Сербии, чем Николай II. Поэтому теперь Путин, как никогда прежде, хочет поступать с сербами так же, как Романов», — подчеркивает хорошо информированный источник.
О Сербии, как о храбром союзнике и государстве, увенчанном великими победами над общим врагом, весной 1915 года император Николай II писал следующее: «Вы не упрекнете меня в том, милостивый государь, что я в первую очередь русский и что мне ближе всего интересы сербского народа… Заслуги Сербии будут с лихвой вознаграждены. После войны она будет в несколько раз больше, чем сегодня!»
Аналитик Драгомир Анджелкович утверждает, что Путин все больше склоняется к тому, чтобы рациональным образом помочь Сербии, защитив ее интересы.
«Император Николай был предан сербам насколько, что жертвовал даже подлинными российскими интересами. С другой стороны, Ельцин думал только о себе и о своем клане, поэтому жертвовал и российскими, и сербскими интересами», — говорит Анджелкович.
Бывший глава югославской дипломатии Владислав Йованович полагает, что говорить об аналогиях между Путиным и Романовым действительно можно.
«Ельцин был символом неприятной исторической паузы в отношениях с Россией. Историческое же наследие, на которое опирается путинская Россия, — это не пустая риторика, а общность интересов, которая всегда существовала между двумя странами. Также у Путина нет эгоизма в отношении Сербии, как не было его и у царя Николая», — говорит Йованович.