«Роскошь можно получить за деньги, обычно это определяется так. В чем же больше роскоши — сидеть в дорогом кресле или на прибрежных камнях и смотреть на закат?»
Финны, вероятно, выберут второе. Материальному мы предпочитаем новый опыт, а статусу — время. К такому выводу можно прийти после изучения многочисленных ответов на наш вопрос о том, что для читателей является роскошью.
Мы часто считаем роскошью вовсе не товары, на упаковке которых стоит высокая цена и слово «deluxe».
Научный работник Линда Турунен (Linda Turunen), писавшая диссертацию о понятии роскоши с точки зрения финских потребителей, ознакомилась по нашей просьбе с ответами участников опроса «Юле». По ее мнению, в статье с опросом «Юле» был сделан акцент на повседневности, и это могло сказаться на том, как читатели писали о роскоши.
«Если бы в статье сначала писали о роскошных сумках или туристических местах, а потом спрашивали, как читатели представляют себе роскошь, ответы были бы другими», — говорит Турунен.
Наверное, было бы больше подобных ответов:
«Роскошь — это брендовая сумка на каждый день. У меня есть сумки „Луи Витон", „Селин", „Хлое", „Гуччи" и „Баленсиага". Я мечтаю о классической сумке „Шанель" среднего размера из настоящей кожи с серебряными вставками».
«В дальние перелеты мы с супругом всегда летим бизнес-классом и останавливаемся в отеле, в котором нет детей. Нас обслуживают в стиле люкс. Мой супруг и друзья — конечно, главная роскошь в моей жизни».
«Если часы „Брайтлинг", мечта моего сына, 25-летнего шиномонтажника, является роскошью, я куплю их ему. Другими словами, если это сделает его счастливым, никто, по моему мнению, не может его осуждать или критиковать. Нужно когда-нибудь купить эти часы».
Роскошь — это то, что может быть нам доступно
Вне зависимости от того, повлиял на ответы читателей акцент на повседневности в нашей статье или нет, по мнению Турунен, интересно, что мы трактуем роскошь именно с позиции доступности того или иного понятия. Для нас роскошь — это нечто такое, что может быть нам доступно.
«Каждый понимает роскошь по-своему. Эти ответы показывают, что роскошь — понятие относительное, а не одна-единственная абсолютная истина».
«Роскошь — это пакет с кубиками льда в морозилке. Мое качество жизни резко поднялось после этой мысли. Даже не понимаю, почему его нет у всех!»
«Я большой любитель книг, и для меня роскошь — это финская общественная библиотека, которой больше 200 лет, и особенно — новая бесплатная система бронирования книг».
«Для меня роскошь на работе — это бесплатное какао. Конечно, я без него проживу, но раньше у меня такого не было. Безусловно, роскошь — это возможность поесть где угодно вне дома. Я всегда хвалю друзей за приготовленные ими угощения и благодарю за обслуживание и блюда в ресторане. Здорово, что порой не приходится готовить и убираться дома, занимаюсь этим только в случае необходимости».
Когда мы говорим о роскоши, мы в то же время говорим о мечте. Роскошь, как и мечта, всегда в шаге от нас. Это нечто, по направлению к чему мы идем, и то, чего нам не хватает.
«Роскошь — покупки без постоянного подсчета в голове общей суммы, возможность купить, скажем, рулеты с начинкой в лаваше. Возможность предложить ребенку во время прогулки: „Зайдем в кафе?" Когда можно дать ребенку выбрать себе новую шапку на осень, и не заставлять его носить находки матери на блошином рынке. Когда можно купить качественную туалетную бумагу вместо тонкой и дерьмовой».
Слова «будни» и «роскошь» противоречат друг другу
Турунен считает, что понятие роскоши можно раскрывать с разных точек зрения. Так, можно рассмотреть и вопрос «роскоши будней», которая вполне достижима.
«Если вдуматься в слова „будни" и „роскошь", они уже находятся в противоречии друг с другом. Если же их объединить, то получится „роскошь будней", совсем новый концепт. В этом термине роскошь употребляется совсем иначе, и становится не чем-то редким и дорогим, а чем-то позитивным, что украшает будни».
«Дорогущая ежевика и женский журнал в обычный будничный вечер».
«Регулярная стирка постельного белья и рубашек мужа в прачечной. Здорово было бы просто убирать все это в шкаф».
«Моя жена считает, что роскошь — это традиционный шоколад „Фацер". Мне же нравятся наши поездки в Лапландию, ветер в сопках и журчание ручья. Вот это я понимаю!»
С другой стороны, понятие роскоши напоминает о недоступных вещах для большинства из нас. Это блестящий и показной смысл понятия «роскошь», которого финны сторонятся из-за своей скромности.
«Демонстрация роскоши влечет за собой зависть, так что роскошь не всегда кажется привлекательной идеей», — рассуждает Турунен.
«Роскошь — это дополнительный выходной, то есть четырехдневная рабочая неделя. Это, конечно, связано с деньгами в том смысле, что на протяжении многих лет я переводила деньги во вклады. Теперь, когда вклады начнут приносить прибыль, я с удовольствием буду менять ее на свободное время, а не на какой-нибудь хлам».
Понятие роскоши зависит от того, где мы находимся и у кого спрашиваем
«Роскошь, luxury по-английски, происходит от латинского слова lux. Lux — это „свет", и это заметно облегчает понимание термина. Роскошь — это свет, все, что нам помогает и поднимает настроение. Это что-то личное. Например, для безработного спокойные размеренные дни могут быть чем-то обычным, а роскошью — например, хороший вечер, проведенный вне дома. Роскошью может быть бокал виски и сигара после рабочей недели. Хороший секс тоже может поднять настроение, то есть быть роскошью. То, что является роскошью для одного, может быть чем-то привычным для другого».
Турунен напоминает, что у каждого из нас — свое понятие роскоши, связанное с нашей жизненной ситуацией и окружением. Поэтому его можно обсуждать бесконечно, оно всегда будет вызывать эмоции. Конечно, одного единственно правильного ответа на вопрос о том, что такое роскошь, нет.
Отношение жителя северной страны к понятию роскоши отличается от того, как роскошь воспринимают, например, в России или Китае.
«Роскошь — забежать в кафе, взять любой классный сэндвич. Роскошь — выбрать в продовольственном магазине продукты, основываясь на личных вкусах и пользе пищи. Невообразимая роскошь — заказать такси и отправиться по магазинам. Покупка косметики — да, это действительно большая роскошь».
«Для меня, студента, роскошь — это кружка самого дешевого капучино, шоколадный батончик, поход в кино, классный гель для душа или новые теплые ботинки. Бодрит и радует. В прошлом месяце роскошью было шоколадное мороженое».
«Вполне может быть, что разговоры о доступной роскоши порождают надежду и чувство счастья. Поэтому о роскоши будней говорят много и считают это чем-то позитивным».
Турунен считает, что в финском обществе, стремящемся к равноправию и отказывающемся от хвастовства деньгами, совершенно естественно и социально приемлемо искать свою мечту где-то рядом.
«Хвастовство связывают с потреблением и покупками товаров ради создания статуса. Это считают поверхностным и поэтому воспринимают в негативном свете».
«Хвастовство никак не связано с роскошью, оно скорее говорит о низкой самооценке человека».
«Человек, который налаживает свою жизнь при помощи предметов роскоши, в каком-то смысле является неполноценным».
«Роскошь — это семья, друзья, здоровье. Все остальное — это пустое. За деньги настоящую роскошь не купишь».
Будучи нацией, воспитанной в скромности и умеренности, мы не привыкли говорить о роскоши и демонстрировать ее другим.
Разъедающее чувство зависти сидит в нас где-то очень глубоко.
Роскошь = свобода делать то, что хочется
«Роскошь — это связать своему ребенку свитер из стопроцентной шерсти. Огурцы, которые с заботой выращивались несколько недель. Поставить дрожжи для ржаного хлеба. Роскошь — это работа, приносящая важные результаты».
«У меня есть брендовая сумка, которая приносит радость, потому что она очень удобная и красивая, но настоящая роскошь, по моему мнению — это то, что я могу выйти из автобуса и дойти до дома через лес. Я живу в столице, но в таком месте, где есть настоящий лес и деревья. Весной здесь цветут ландыши. Такие же важные вещи — хороший кофе или испеченный дома хлеб. Это и есть настоящая жизнь».
Роскошью стали обычные вещи, и сейчас мы грезим ими, потому что для нас они больше не являются повседневностью. Турунен говорит, что раньше сбор грибов или выпекание хлеба не считали чем-то роскошным, поскольку люди этим жили. А сейчас это время, проведенное роскошно.
«Роскошь = свобода делать то, что хочется. К сожалению, человеку все сложнее этого достичь».
В ответах также нередко упоминается спешка. Человек часто ставит на карту время, отдых и спокойствие, так что пауза для многих очень важна. Лучше всего — в тенистом лесу.
Самое распространенное восприятие роскоши, то есть мечты, сейчас связано со свободным временем.
«Для меня роскошь — это свободное время и отсутствие спешки. В Финляндии роскошь — это очень чистая природа, грибы и ягоды, которые можно собрать в лесу рядом с домом. В последние годы я полюбил проводить время на даче. Выйти после сауны на берег и наслаждаться звездным небом — действительно большая роскошь».
«Порой роскошь — это одиночество дома. Приходить время от времени в пустой дом. Я знаю, что многие люди одиноки, но мне не хватает возможности побыть наедине с собой в собственном доме. Можно врубить музыку на полную. Или просто наслаждаться тишиной».
«Роскошь — когда четыре часа пилил деревья. После того, как закончил, сидишь на пеньке и потягиваешь кофе, смотришь на достижения. Это настоящая роскошь».
Будет ли у человека в будущем полно свободного времени?
Турунен считает, что понятие роскоши постоянно меняется. Роскошь тесно связана с культурой, социальным контекстом и обществом — и все эти понятия постоянно меняются.
Она считает, что роскошь, как и многие другие понятия, очень циклична. Понятия приходят и уходят, а потом вновь возвращаются.
«То, что раньше было роскошью, как, например, специи, мыло и шелк, теперь является повседневностью. Думаю, что те вещи, которые мы считаем роскошью сейчас, в будущем станут более повседневными».
Исследователь считает, что главная роскошь нашей современной жизни — свободное время — станет таким же доступным, как мыло. Мы так целенаправленно к нему стремимся, что когда-нибудь оно станет чем-то обыденным. Это говорит о направлении развития общества.
«Когда мы достигнем баланса в вопросах спешки и свободного времени, это станет новой нормой, а не роскошью, к которой мы все стремимся».
Мы будем стремиться к чему-нибудь новому, но не откажемся от достигнутого — так же, как мы теперь не хотим отказываться от туалета внутри дома.
«Туалет внутри дома. Вода есть в доме и выходит из дома. Можно выбрать температуру воды. Конечно, роскошь — это и то счастье и благодарность, которое я разделяю со своим спутником жизни. Неспешное утро и тихие вечера».
«Думаю, в будущем роскошью будет благотворительность, охрана природы, услуги третьего сектора для малоимущих. Те, у кого все есть, чувствуют себя хорошо, когда делятся с теми, у кого меньше возможностей. Они считают роскошью чувство улучшения жизни вокруг (термин не самый точный, но ничего получше я придумать не могу). Или получают удовлетворение от того, что могут оказывать помощь другим».
Даже к недостижимому надо стремиться
«Когда кто-нибудь без лишних просьб и полностью по своей инициативе делает что-то приятное для другого человека. Заправил кровать, принес сладости и лакрицу».
«Для меня роскошь — это ароматическая свеча».
«Для меня роскошь — это то, что утром мы можем с женой смотреть телевизор и пить кофе в кровати. Без всех этих долгов и мыслей о еде, и когда есть сбережения».
Линда Турунен говорит, что вовсе не была удивлена тем, что многие ответы были связаны с повседневностью. В ее исследовании тоже прослеживается такая закономерность.
По ее мнению, безусловно, является позитивным то, что мы считаем вопросы повседневности важными и наслаждаемся мгновениями.
Но давайте все же поговорим о недостижимом, поскольку именно это — суть понятия роскоши. Недостижимые мечты тоже есть у всех, хотя сейчас роскошь воспринимается как более личное и многогранное понятие.
Недостижимое — это мечта, потому что это что-то редкое и желанное.
«Роскошь может быть тем, что добавляет радости будням, или тем, что может быть мерцающим маяком на горизонте, к которому мы стремимся».
Поэтому Турунен советует нам подумать еще раз: можем ли мы желать не только доступную нам роскошь, но и загадывать более сложные желания? Она призывает людей не бояться мечтать по-крупному.
«И если есть даже совершенно дурацкие идеи, людям стоит мечтать и о них тоже. Мечты — это соль жизни!»
Вещи, выходящие за рамки будней, не вынуждают нас отказываться от маленьких радостей.