Болею — временами истово, иногда неистово — за сборную Германии по футболу, вот уже более сорока лет. За это время три варианта сборной Германии вызывали у меня восхищение.
Сборная 1974 года с Мюллером-неваляшкой на острие атаки. Сборная 1990 года с Маттеусом в центре, хитрющим мудрецом Литбарски со смешным для детского советского уха именем Пьер, Клинсманном и Феллером, орудиями уничтожения любых крепостей.
И только одна была сборная Германии в которую влюбился в пору, когда она еще не чемпионствовала. Сборная Лева 2010 года. С молодым Озилом, владельцем глаз пугливой серны и изумительным пониманием игры. И, разумеется, с Мюллером, бо какая же сборная Германии без «Мельникова».
Пик любви к той сборной пришелся на июль 2014-го, когда даже собственная собака сочла меня сошедшим с ума. Понимаю собаку: как было не счесть, если она увидела, как я увидел то, что еще никто и никогда в мире не видел.
Про то, что случилось с командой Лева в России, уже писал: нечего там немцам в июне делать.
Но при всем моем уважениие к Леву, считаю сохранение за ним поста главного тренера «бундесмашин» столь же неестественным, как если бы волк вдруг стал бы вегетарианцем, а акула прекратила точить зубы на все, что движется и плавает, и заявилась бы на конкурс синхронного плавания.
Решение по Леву мало того, что неестественно, оно неверно с точки зрения истории сборной Германии по футболу.
После провалов сборной Германии (на чемпионате мира) никто и никогда не оставлял прежнего тренера. Это не было писано в правилах, но это было в крови.
Сегодня в Германии идейных футбольных новаторов — как в никакой иной стране мира. Клопп, Тухель, Нагельсман — это только те, кто уже в топе. Как метко заметил одни из коллег, немецкий тренерский цех стал выдавать на-гора качественных наставников, которым по тренерским понятиям еще шестнадцати не исполнилось. Шестнадцать — не шестнадцать, а тренерские идеи сегодня в основном куются в Германии.
Но Лева оставили.
Понимаю, почему. В истории сборной Германии еще не было тренера, при котором главная команда десять лет входила бы в число сильнейших в мире, стабильно попадая как минимум в одну вторую главных турниров.
Убрать такую величину не у каждого рука поднимется. Тем более что, на первый взгляд, неудачи Лева произошли не по футбольным причинам, а по околофутбольным. Сборная Германии, по сути, столь же могуча, как и десять лет назад, разве что удачи стало меньше. Матч с Южной Кореей и недавнее поражение от Голландии — именно что не фартило.
Если хотите, Лев в Германии, что Меркель: все (или почти все ругают), но иной альтернативы не видят.
Но волка вегетарианцем не сделать. Есть неписаные законы, писанные потом и кровью: вслед за провалом сборной Германии обязательно следует увольнение. Это — гарантия того, что свято место пусто не будет и сборная Германии снова вернет себе славу машины, которой не нужны дороги, ей только укажи направление.
На мой взгляд, немцы сделали ошибку. Не менять главного после провала (да еще какого! Никогда ранее немцы не выбывали из чемпионатов мира после первого этапа, да еще в ранге чемпионов!!!) это все равно что продолжать движение, несмотря на то, что компьютерная система машины выдает предостережение о полном износе важнейшей детали.
Это ведет к разносу механизма.
Великий «папаша Шен», Гельмут Шен, приведший сборную к победе на чемпионате мира 1974 года, был уволен после провала в 1978 году.
Юпп Дерваль, приведший сборную к серебряным медалям на ЧМ-1982, провалил Евро-1984 и тут же покинул сборную.
Берти Фогтс привел сборную к серебру на Евро-1992 и победе на Евро —1996, но проиграл в четвертьфинале чемпионата мира 1998 — и был отправлен в отставку.
А теперь другая статистика. Вместо Шена пришел Дерваль и сразу выиграл Евро-1980.
Вместо Дерваля пришел Беккенбауэр, и сборная Германии стала серебряным призером чемпионата мира 1986 года и победителем ЧМ-1990.
Лев — классный тренер. Прекрасный методист (все эксперты считают, что в 2006 году сборную по большому счету тренировал не Юрген Клинсманн, а именно Лев, второй при Клинсманне), отличный мотиватор.
А еще он вполне способен топ-моделью работать: одет с иголочки, шевелюра уложена, словно только что от стилиста, шарф на шее — лев, одним словом, царь зверей футбольных!
Но даже царь не может быть выше законов развития немецкого футбола и немецкой сборной. Иначе это будет не тот футбол и не та сборная.