Вашингтон. Администрация Трампа разрабатывает новую стратегию для войны в Сирии, которая, по словам пяти человек, посвященных в детали этого плана, нацелена главным образом на то, чтобы выбить иранские войска и подконтрольные им силы из страны.
Между тем новая стратегия не подразумевает непосредственное вмешательство американской армии с целью нанести урон иранским солдатам или прочим ставленникам Ирана, поскольку это будет нарушением существующего разрешения на применение силы в Сирии. Правда, вооруженные силы США имеют право на самооборону и могут нанести удар по иранской армии, если им угрожает опасность.
В плане особо подчеркиваются политические и дипломатические усилия, направленные на то, чтобы вытеснить Иран из Сирии путем финансовых ограничений. По словам трех человек, знакомых с планом, США откажутся от предоставления помощи, направленной на восстановление тех районов, где размещены иранские и российские силы. Кроме того, Америка наложит санкции на российские и иранские компании, работающие в строительной сфере в Сирии.
«У США и их союзников есть реальная возможность заставить иранский режим заплатить за продолжающуюся оккупацию Сирии», — сказал Марк Дубовиц (Mark Dubowitz), исполнительный директор Фонда в защиту демократий — исследовательского центра, решительно настроенного против иранского режима.
Вытеснение Ирана из Сирии было бы еще одним шагом на пути к уничтожению оставшихся очагов Исламского государства (террористическая организация, запрещена в России) и созданию политического перехода, возможного после освобождения страны как от ИГИЛ, так и от Ирана, который вполне удовлетворен нахождением Башара Асада на посту президента Сирии.
Представители Минобороны США обеспокоены тем, что повышенное внимание к Ирану и присутствие военных контингентов обеих стран в Сирии могут подтолкнуть американцев к открытому конфликту.
По словам профессиональных юристов, США не имеют права специально расширять свою военную миссию в Сирии и делать своей непосредственной мишенью иранские военные объекты и силы, поскольку это будет противоречить «Разрешению на использование военной силы» (AUMF), одобренному Конгрессом в 2001 году. Этот документ, дававший право на использование военной силы против ИГИЛ в Сирии, ограничивает действия США в отношении групп, ответственных за теракты 11 сентября 2001 года, и их пособников.
«Если новая стратегия подразумевает начало применения силы в отношении Ирана или иранских вооруженных сил в Сирии, необходимо новое „Разрешение на использование военной силы", — сказала профессор Йельской школы права Оона Хэтэуэй (Oona Hathaway). — Преследование Ирана явно выходит за рамки нынешнего AUMF, в котором говорится лишь о группах, связанных с событиями 11 сентября. Иран этому критерию не отвечает. Удивляют попытки администрации Трампа доказать, что эта тактика не вступает в противоречие с текущим вариантом AUMF. Это может означать растягивание AUMF до точки разрыва».
По словам одного из чиновников Минобороны, в соответствии с новым планом военные продолжат называть американскую миссию в Сирии противостоянием ИГИЛ, преуменьшая значение борьбы с Ираном, в то время как Белый дом и Госдепартамент будут уделять все больше внимания сдерживанию Ирана экономическими и дипломатическими методами.
Один из представителей администрации сказал, что с прошлого года стратегия Трампа в Сирии преследует четыре цели: разгром ИГИЛ, сдерживание использования Асадом химического оружия, создание в Дамаске условий для политического перехода и ограничение «пагубного иранского влияния в Сирии так, чтобы оно не могло угрожать региону, включая обеспечение вывода из Сирии поддерживаемых Ираном войск».
«Соединенные Штаты не оставят попыток привлечь Асада к ответственности за его преступления, — сказал чиновник. — В соответствии с Законом о бюджетных ассигнованиях на национальную оборону на 2018 финансовый год администрация в скором времени представит Конгрессу стратегию для Сирии, которая отразит ключевые приоритеты президента».
«Иногда наступает момент, когда нужно возвращаться домой»
В апреле президент Дональд Трамп заявил о своем намерении вывести американские войска из Сирии. «Я хочу вернуть наши войска домой. Я хочу начать восстановление нашей нации, — сказал он на пресс-конференции. — Мы успешно боролись против ИГИЛ… но порой наступает момент, когда нужно возвращаться домой, и мы очень серьезно об этом думаем».
Американские чиновники и международные союзники убедили Трампа оставить в Сирии американские войска, сославшись на то, что их вывод противоречит его попыткам обуздать Иран. Администрация президента, его военное руководство и союзники на Ближнем Востоке, выступавшие против вывода американских войск, убедили президента в том, что уход США создаст вакуум, который не преминут заполнить Иран и ИГИЛ. По словам пяти человек, знакомых с новым планом, Трамп внял этим просьбам.
Администрация президента уверена в том, что новые санкции уже оказывают необходимое воздействие, и при продолжающемся экономическом давлении Ирану будет все труднее содержать свои войска в Сирии.
Хотя новая стратегия по Сирии не включает в качестве обязательного условия уход Асада, в ней заявляется, что новое правительство не может иметь тесных связей с Ираном и должно демонстрировать готовность преследования лиц, совершивших преступления против человечности, утверждают упомянутые информанты.
Сирийские оппозиционные силы, поддерживаемые Соединенными Штатами, ликвидировали большую часть боевиков ИГИЛ в Сирии и отвоевали более 98% территорий, некогда подконтрольных террористической группе. Однако военные чиновники США предупреждают, что небольшие очаги этой группировки продолжат появляться, как только борьба начнет принимать характер мятежа.
И хотя Трамп говорит о возвращении американских войск домой, эксперты полагают, что новая стратегия даст военным отсрочку.
«Его инстинкты рано или поздно возобладают, — сказал о Трампе Роберт Малли (Robert Malley), старший советник президента Барака Обамы по Ближнему Востоку и кампании по сдерживанию ИГИЛ. Но, по крайней мере на данный момент, они нашли способ его удержать».
«Как долго это продлится? Кто знает?»