Арктика — источник энергетической независимости России, и значение этого региона растет. В 2017 году Арктика обеспечила 17% российской добычи нефти и 90% природного газа. Крупнейшие российские компании активно работают на Ямале и Гыданском полуострове, и значение Арктики для российской нефтяной и газовой промышленности отмечено в стратегии развития российской Арктики 2008 года и других стратегических документах. Согласно американским геологическим исследованиям, Арктика скрывает до 30% неразведанных мировых запасов газа и 13% неразведанных запасов угля. В будущем российские претензии на арктические области, лежащие за континентом, возрастут, так как ресурсы на материке будут постепенно истощаться.
Строя планы насчет нематериковых месторождений, Россия все решительнее предъявляет претензии на Арктику, в частности, например, на Хребет Ломоносова. Благодаря ему Россия получила бы доступ к месторождениям, в которых, по оценкам, сокрыто до пяти миллиардов тонн нефти и газа (нынешние запасы нефти достигают около 14,5 миллиардов тонн). Этот хребет проходит через Северный полюс между Новосибирскими островами и Гренландией до канадского острова Элсмир. Вот уже много лет Россия старается отстоять свою заявку на этот хребет в ООН. Но гарантий на успех у нее нет, поскольку Канада и Дания тоже предъявляют территориальные претензии на него.
Несмотря на то, что запасы очень большие, Россия столкнулась с трудностями в их разработке. Среди препятствий, мешающих России, — санкции, введенные Европейским Союзом и Соединенными Штатами Америки, которые ограничили России доступ к технологиям бурения. В результате Россия вынуждена заменять западные технологии собственными или искать замену за рубежом. Более того, у российских компаний недостаточно опыта в работе на море в столь суровых условиях, поэтому они просто вынуждены сотрудничать с партнерами, у которых есть необходимые ноу-хау. Согласно российскому закону, получить разрешение на морскую добычу в Арктике могут только государственные компании с не менее чем пятилетним опытом подобных работ. А значит, вести там добычу могут только Газпром и Роснефть вместе с вынужденными с ними работать другими компаниями. В последние годы еще одним препятствием для добычи в труднодоступных регионах стали низкие цены на нефть. Сейчас только дочерняя компания Газпрома «Газпромнефть» добывает ископаемое топливо в арктическом регионе. В 2017 году там добыли 2,6 миллиардов тонн нефти и 0,6 миллиардов газа на месторождении Приразломное. Пока это единственное место добычи в Арктике, но вскоре могут появиться новые благодаря налоговым послаблениям.
В отношении Арктики Россия заняла неясную позицию. Несмотря на готовность к сотрудничеству с иностранными компаниями, подчеркивается (например, в морской военной доктрине 2017 года), что Арктика — регион обостряющегося соперничества. Россия оправдывает свое военное присутствие необходимостью обезопасить инфраструктуру и ресурсы. Россия расширяет базы на арктических островах Котельный и Врангеля, тем самым наращивая свою боеспособность в этом регионе. Эта милитаризация также связана с растущей важностью перевозок по Северному морскому пути, поскольку российские вооруженные силы участвуют в поисковых и спасательных операциях. В пользу российских притязаний говорит и договор Арктического совета, международной формации, созданной для сотрудничества стран с арктическими территориями. Этот документ о сотрудничестве при поиске и спасении в Арктике возлагает на каждого из подписантов ответственность за определенный регион в Арктике, и России по нему досталась самая большая ее часть.
Многие годы Северный морской путь был труднопроходим и даже не доступен для судов, однако климатические изменения превратили его в привлекательную торговую трассу, потому что льды тают и открытой вода остается дольше с каждым сезоном. Путь из Европы в Восточную Азию по Северному морскому пути (вдоль российского побережья Арктики) на треть короче, чем через Суэцкий канал. Выгодность этого пути для перевозок, как и богатые запасы нефти и газа, с каждым годом будет все важнее для России. Чтобы реализовать свои интересы в регионе, Россия развивает флот атомных ледоколов (это единственная страна с подобными кораблями), а также инфраструктуру для бункеровки, в том числе с танкерами с СПГ арктического класса.
Эти суда предназначены для того, чтобы перевозить не только российский газ, как они перевозят норвежский СПГ в Азию, но и товары. Россия прогнозирует рост грузоперевозок по Северному морскому пути с 10,7 миллионов тонн в 2017 году до 80 миллионов тонн в 2024. Значительную часть этого объема обеспечат возросшие перевозки СПГ. В 2013 году Россия отказалась от монополии Газпрома на экспорт СПГ, позволив Новатеку построить свой СПГ-терминал на Ямале.
Кратчайший путь в Восточную Азию
Также Россия ставит себе целью развивать отечественное судостроение благодаря национализации перевозок полезных ископаемых по Северному морскому пути. Российский федеральный экспедиционный кодекс гласит, что нефть и газ, добытые вдоль Северного морского пути, должны перевозиться судами под российским флагом. С 2019 года корабли, которые транспортируют природные ресурсы, будут строиться в России (например, государственная компания «Роснефть» планирует строительство нефтяных танкеров). Однако есть исключения из закона, которые касаются перевозчиков ямальского СПГ, построенных в Южной Корее и плавающих под иностранным флагом. Эффективное использование Северного морского пути требует высоко скоординированных действий, таких как обеспечение связи с ледоколами, конвоями кораблей и метеостанциями. Россия доверила большую часть этой деятельности Росатому, агентству, которое уже отвечает за атомную промышленность страны. Подразделение Росатома «Росатомфлот» понимает всю стратегическую важность Северного морского пути, по которому уже курсируют его четыре ледокола. В текущем году Государственная дума РФ, как ожидается, примет закон, который расширит полномочия Росатома в Арктике, доверив ему управление портовой инфраструктурой Северного морского пути. На это будут выделены средства из федерального бюджета.
Китай стал важнейшим российским партнером в Арктике. Двумя крупными акционерами «Ямал СПГ» являются китайская государственная нефтяная и газовая компания CNPC (у нее доля в размере 20%) и китайский фонд Шелкового пути (9,9%). Китай импортирует СПГ с ямальского терминала и заинтересован в дальнейших инвестициях в Арктику (через Китайский национальный банк или проект Полярного шелкового пути). Китай также импортирует норвежский СПГ, однако его интерес к Северному морскому пути объясняется не только потребностью в ресурсах, но и желанием получить доступ к короткому морскому пути. Торговый оборот Китая с Европейским Союзом в 2017 году достиг приблизительно 572 миллиардов евро, из которых около 60% — морские перевозки. Предполагается, что до 2025 года этот объем превысит 650 миллиардов евро, и возрастет важность Северного морского пути.
Инвестиции, международное сотрудничество и поправки в российском законодательстве помогут России извлечь выгоду из добычи и перевозки нефти и газа, а также торговли Европейского Союза с Китаем по Северному морскому пути. Этот путь может позволить России доставлять товары и энергоносители на европейские и азиатские рынки. Что касается иностранных конкурентов, то развитие Северного морского пути подтолкнет их к сотрудничеству с Россией, например, в области перевозок СПГ, в особенности в сфере сокращения расходов на более мобильные перевозчики СПГ по сравнению с традиционными.