Во время визита в Узбекистан российского президента Владимира Путина сопровождала огромная свита — самый очевидный признак того, что Москва собирается яростно бороться за то, чтобы сохранить Ташкент в своей зоне влияния, в то время как США начинают оказывать ему знаки внимания.
Сотни людей, включая предпринимателей, региональных чиновников и деятелей сферы образования приехали с российским президентом во время его визита 18-19 октября. Представители двух стран подписали коммерческих соглашений на 27 миллиардов долларов, а Путин и его узбекский коллега Шавкат Мирзиеев постелили церемонию запуска строительства первой в Центральной Азии атомной электростанции.
«Мы никогда не видели ничего подобного» — эту фразу несколько раз повторили и Путин, и Мирзиеев.
Чтобы передать масштаб события, один из высших российских чиновников сравнил происходящее с ежегодными встречами для укрепления сотрудничества с Казахстаном — соседом, с которым Москву связывают несколько десятилетий теплых отношений.
«В российской делегации было 1200 человек — в два раза больше, чем на форуме Россия-Казахстан», — заявил министр экономического развития Максим Орешкин.
В особо масштабной версии проверенного временем формата, предприниматели и региональные чиновники двух стран проводили переговоры на первом межрегиональном форуме Узбекистан-Россия, пока президенты общались между собой.
Общий итог в 27 миллиардов долларов был достигнут благодаря около 800 заключенным сделкам. Это число превышает рекорд Китая, в последние годы сместившего Россию с позиции главного торгового партнера Узбекистана. Когда Мирзиеев посетил Китай в марте 2017, общий объем заключенных сделок составил 23 миллиарда долларов.
Теперь Мирзиеев излучает оптимизм.
«В этом году, согласно нашим оценкам, товарооборот достигнет 6 миллиардов. Это превысило наши прогнозы. Цель на следующий год — увеличить эту цифру до $10 млрд», — сказал он.
Путин поддержал своего коллегу аплодисментами, и в качестве примера сотрудничества предположил, что Узбекистан мог бы производить оружие.
Но он не стал уточнять, о каком конкретно оружии идет речь. В советские времена и в начале 1990-х «Ташкентский механический завод» производил грузовые военные самолеты Ил-76. Но покойный президент Ислам Каримов это производство закрыл.
«Самое большее, чего мы можем ожидать в ближайшие годы — это производство вертолетов, пуль, и ремонт танков», — сказал политолог Бахтиер Эргашев.
Еще одной сферой для прорыва стало образование — российские университеты обязались открыть филиалы в Узбекистане. В составе делегации приехали официальные представители 80 российских университетов. В Узбекистане ежегодно школы заканчивают до полумиллиона молодых людей, но местные вузы не способны удовлетворить такой спрос.
В российских вузах сейчас учатся около 25 тысяч граждан Узбекистана. Благодаря более 100 соглашениям между высшими учебными заведениями двух стран, у будущих абитуриентов будет больше выбора.
Но гвоздем программы визита Путина стал запуск проекта строительства АЭС под Бухарой, оценивающийся в $11 млрд. Строительство будет финансироваться за счет российских кредитов. Во время церемонии на огромном экране за спинами Путина и Мирзиеева показывали изображения великих ученых из Центральной Азии, таких как, например, основателя современной алгебры Аль-Хорезми, правителя и астронома XV века Улугбека, и внесшего огромный вклад в развитие медицины врача Ибн Сины. В конце видео были показаны российские достижения в сфере ядерной энергетики. Основной идеей, кажется, являлось равенство вклада двух государств в научный прогресс.
После совместного нажатия на символическую кнопку запуска — под громкие аплодисменты — Путин и Мирзиеев обнялись.
В тысячах километрах отсюда, 18 октября, гораздо более скромная церемония показала другие формы сближения двух государств. Правда, в этот раз они показали, насколько близки в своем безразличии к мнению народа.
На презентации трехметровой статуи покойному президенту Каримову в Москве присутствовало примечательно небольшое число людей.
Создание монумента было поручено британскому скульптору Полу Дэю. Финансируемый дочерью покойного президента Лолой Каримовой проект был встречен с нескрываемым отвращением многими либерально настроенными москвичами.
«В Москве считают, что Каримов был русофобом, во время правления которого русскую культуру уничтожали, а русских дискриминировали», — сказал работающий в Москве узбекский журналист Бахтиер Джалилов.
Репортер Радио «Свобода» Умид Бобоматов, посетивший церемонию, сказал, что она готовилась под покровом тайны. Всего на нее пришло около пятнадцати человек.
«Единственными, кто радовался статуе, были московские и узбекистанские чиновники, и трудовые мигранты, работающие в Москве. Они плакали и молились около нее», — рассказал Бобоматов.
Узбекская искусствовед Белла Сабирова дала на своей странице в Фесбуке более благосклонный отзыв.
«Не знаю как вам, друзья, но мне, в первую очередь, бросились в глаза Глаза прекрасных чинар, свозь которые льется свет мирного неба, затмевающий Регистан, слегка проглядывающий из-за монументального Образа, — написала она. — С Ним можно даже здороваться. Здорово! Очень концептуально, правдиво, искренне».
Если действия России выглядят очень активными и напористыми, то одной из причин этому могут служить попытки Ташкента укрепить отношения с Соединенными Штатами. Государственные СМИ Узбекистана ликовали, описывая майскую встречу Мирзиеева и президента США Дональда Трампа в Белом доме.
В отличие от предыдущих лет, Узбекистан уверенно показывает, что больше не заинтересован в эксклюзивных отношениях. На рабочей встрече 22 октября, совпавшей по времени с отъездом Путина (или, возможно, преднамеренно запланированной таким образом), Мирзиеев встретился с делегацией из Американо-Узбекской торговой палаты. Делегация прилетела в Ташкент на недельные мероприятия, призванные показать объем инвестиций США в экономику Узбекистана. Среди представленных компаний были General Electric, Boeing, CNH Industrial, John Deere, Honeywell и White & Case.
«С начала этого года в нашей стране создано 25 новых предприятий с участием американских инвестиций, объемы взаимной торговли выросли в два раза», — говорится в заявлении на сайте администрации президента.
Когда дело касается иностранных инвестиций, Узбекистан действует по принципу «мы всем рады».