Президент США хочет выйти из договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД) и отправляет своего советника по вопросам безопасности Джона Болтона в Москву. Для России анонсированный выход из договора выгоден в краткосрочной перспективе.
Джон Болтон — человек с традициями, и кажется, что он ими очень гордится. Он уже не раз бывал в Москве, например, в 2001 году, — такими словами помощник президента США по национальной безопасности начинает пресс-конференцию после встречи с президентом Владимиром Путиным. Тогда он, будучи советником госсекретаря по разоружению и вопросам международной безопасности, передал сообщение правительства Джорджа Буша о выходе из договора об ограничении систем противоракетной обороны.
То есть, у Болтона уже есть определенный опыт выхода из договоров о контроле вооружений. Сейчас, спустя 17 лет, он выходит из договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Незадолго до того, как советник по нацбезопасности отправился в Москву, президент США Дональд Трамп объявил об отмене закрепленного в договоре РСМД запрета на обладание и разработку ядерного вооружения наземного базирования средней дальности.
В 1987 году тогдашний советский лидер Михаил Горбачев, который назвал заявления Трампа «ошибкой», и его коллега Рональд Рейган подписали договор. Этот договор запрещает создание и обладание баллистическими ракетами наземного базирования и крылатыми ракетами дальностью от 500 до 5500 км. Оба государства до 1991 года ликвидировали свыше 2,5 тысяч ракет средней дальности.
В российской столице Болтон, несмотря на заявления Трампа, был принят очень радушно. Так, по крайней мере, об этом свидетельствовали кадры российского телевидения со встречи с секретарем Совета безопасности РФ Николаем Патрушевым, министром иностранных дел Сергеем Лавровым, министром обороны Сергеем Шойгу и в конце концов президентом Владимиром Путиным. Была даже согласована встреча глав государств 11 ноября на полях мероприятий в Париже в честь 100-летия окончания Первой мировой войны.
Может быть, это связано также и с тем, что гость из США и принимавшая сторона говорят на одном языке. Болтон назвал договор РСМД «двусторонним договором холодной войны» в мире, ставшем «многополярным». Соглашение больше не имеет ничего общего с «новой стратегической реальностью». Недочетом является то, что такие страны, как Северная Корея и Китай, не связаны обязательствами договора. От трети до половины ракет КНР, по словам Болтона, соответствуют условиям договора.
Представители российского правительства активно используют термин «многополярный», чтобы отобразить видение мирового устройства, в котором существует ряд сотрудничающих центров власти, а не одна доминирующая держава.
США оказывают давление
Во вторник в Москве представитель США Болтон задавал тон. Он считается сторонником жесткого курса, который не слишком жалует договоры о разоружении, в особенности Договор о РСМД, который Болтон яро раскритиковал еще в 2011 году. Он сказал изданию «Коммерсант»: «Только две страны в мире привязаны к Договору, и одна из них нарушает его».
Россия нарушала договор проведением испытаний новой крылатой ракеты с 2008 года. Опасен не выход США из договора, а то, что Россия обладает запрещенными ракетами, и они находятся в Европе, сказало доверенное лицо Трампа. Более конкретно он не высказывался.
С 2012 года США подозревают Россию в разработке и создании ракет средней дальности. Так, крылатая ракета 9М729 (SSC-8 по кодификации НАТО) имеет дальность 2600 км. В 2014 году Вашингтон официально обвинил Россию в нарушении договора РСМД, что было оспорено Москвой. Между тем и другие страны НАТО придерживаются мнения, что Россия вооружила два батальона оружием средней дальности, что Москва, однако, опровергает.
Обоюдные обвинения
Болтон указывает, что осталось очень мало возможностей для переговоров. Он все больше подчеркивает, что речь идет не об угрозе Трампа, а о «решении президента», которое, однако, формально пока не принято.
Россия на протяжении ряда лет отрицает нарушение договора со своей стороны, говорит Болтон. Москва в свою очередь обвиняет американцев в разработке боевых беспилотников и размещении в Румынии и Польше стартовых установок противоракетной обороны, которые могут быть использованы не только в оборонительных, но и в наступательных целях для запуска «Томагавков». С точки зрения Москвы это является нарушением договора.
Достоверность обоюдных обвинений проверить вряд ли удастся. В 2001 году завершились двусторонние инспекции оружейных арсеналов. С того момента договор РСМД можно, в общем, считать «мертвым», говорит аналитик Владимир Фролов. Для российской военной промышленности и сил безопасности это соглашение всегда символизировало поражение в холодной войне.
Еще в 2007 году на саммите G8 Путин дал понять, что неприемлема ситуация, когда его страна разоружается, а Запад наращивает вооружения. В марте Путин представил якобы новое ядерное оружие, недосягаемое для американской противоракетной обороны, о чем он объявил под громкие аплодисменты.
Преимущества Путина
Если США сейчас действительно выйдут из ДРСМД, Москва не будет более связана его ограничениями, то есть сможет открыто размещать ракеты средней дальности и в политическом плане не понесет за это ответственности. Нести ответственность будет Трамп.
Выход Трампа из Договора будет способствовать укреплению образа США, какой в России любят рисовать близкие к Кремлю круги. Вашингтон представляется как ненадежный партнер, который преследует лишь собственные интересы и после холодной войны сделал недостаточно для того, чтобы заключить с Москвой договоренность о безопасности. «США приближают мир к ядерной войне», — предостерегает прокремлевская газета «Комсомольская правда».
То, что в НАТО нет единой позиции относительно плана Трампа о выходе из ДРСМД (его активно критикуют в Германии и Франции, однако его поддержал британский министр обороны), в Москве воспринимают позитивно.
Риски России
Но аннулирование ДРСМД таит в себе значительные риски. Россия тогда будет реагировать «молниеносно и зеркально», чтобы создать равновесие, заявил Путин в 2017 году в ходе организованного Кремлем заседания дискуссионного клуба «Валдай». Начнется гонка вооружений. Кроме того, в 2021 году истекает срок действия договора СНВ-III, который налагает ограничения на стратегическое вооружение, дальность носителей и боеголовок.
Алексей Арбатов, руководитель Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, говорит о долгосрочных последствиях для России. Геополитическая ситуация за последние 30 лет значительно изменилась. Американские ракеты могут быть размещены не только в Румынии и Польше, но и в балтийских странах вблизи российских границ.
Кроме того, вопрос заключается в том, насколько Россия, чья экономическая мощь сопоставима, например, с Италией, действительно в состоянии участвовать в гонке вооружений. Ведь ей придется соревноваться не только с США, но и с Китаем. А этот сосед уже сейчас внушает Москве уважение своей экономической и военной силой.