Намерение американского президента выйти из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД) с Россией подрывает уверенность в том, что на США можно положиться. Кроме того, оно ставит вопрос о новой гонке вооружений под носом у Китая.
Большинство азиатских стран никак не отреагировали на угрозу США выйти из договора о разоружении с Россией, который служит основой ядерного нераспространения вот уже три десятилетия кряду.
Однако аналитики предупреждают: заявление президента США Дональда Трампа о намерении расторгнуть Договора о РСМД, которое он сделал на прошлой неделе, не предупредив своих азиатских союзников, рискует подорвать репутацию США как надежного военного партнера.
Наоко Аоки (Naoko Aoki), эксперт по ядерной безопасности и сотрудник Корпорации «РЭНД» (RAND), полагает, что международное доверие к США зиждется на двух китах: «мощь и решимость».
«Вопросы, возникающие у союзников, касаются не столько мощи США, сколько их приверженности своим обязательствам. Когда союзников не ставят в известность о принципиальных решениях, рассеять их сомнения это никак не поможет», — считает она.
А если в надежности США усомнятся даже такие союзники как Япония и Южная Корея, то, возможно, они захотят свои отношения с Вашингтоном пересмотреть.
«Если они решат, что на Америку полагаться не стоит, то пересмотрят свою поддержку», — размышляет Сэм Роггевен (Sam Roggeveen), директор программы международной безопасности при Институте Лоуи в Сиднее (Lowy Institute in Sydney).
Даже при том, что шаг Трампа подрывает доверие к США, большинство американских союзников считают, что приперты к стене: иного выхода, как промолчать о своих страхах, они попросту не видят.
«Решение Трампа выйти из договора шлет противоречивые сигналы в Северную Корею. Как после такого убедить их разоружаться?», — интересуется Ынчжон Лим (Eunjung Lim), доцент Колледжа международных отношений при Университете Рицунмейкан в Киото.
По словам Лима, несмотря на все свои опасения, Южная Корея вряд ли откажется от партнерства с США. «Мы хотим, чтобы Вашингтон оставался нашим партнером, и не можем отрицать, что наши экономические интересы пересекаются, а наш главный приоритет — безъядерная Северная Корея».
Японии, похоже, о своих страхах тоже придется промолчать. «У неядерных стран-союзников США, вроде Японии, Южной Кореи и Австралии, нет никакой возможности повлиять на американскую политику», — говорит Ясухиро Мацуда (Yasuhiro Matsuda), в прошлом научный сотрудник японского министерства обороны, а ныне доцент Института перспективного изучения Азии при Токийском университете.
Китай же, напротив, своего недовольства не скрывает.
«Договор о РСМД сыграл важную роль в облегчении международного напряжения, он ускорил ядерное разоружение и способствовал глобальному стратегическому равновесию и стабильности», — заявила представитель китайского МИДа Хуа Чуньин (Hua Chunying).
«Свою актуальность он сохраняет и поныне. Выход из договора в одностороннем порядке вызовет немало негативных последствий… Мы надеемся, что вышеупомянутая страна оценит положительные результаты, достигнутые кропотливым трудом на протяжении долгих лет, хорошенько подумает, прежде чем разорвать договор, и примет разумное и правильное решение с помошью диалога и сотрудничества».
Гонка вооружений
Некоторые же эксперты предположили, что шаг Трампа — не столько реакция на нарушения со стороны России (в которых уверяют США), сколько сигнал о намерении Вашингтона развернуть гонку вооружений под носом у Китая.
Они полагают, что выход США, вероятно, вызовет наращивание вооружений как в Китае, так и в России, что, в свою очередь, повлияет на соображения обороны и безопасности в остальной Азии.
«[Прекращение] этого договора является серьезной проблемой для национальной безопасности Японии. Договор сыграл определенную роль в обеспечении мира и стабильности в регионе, способствуя разоружению и контролю над вооружениями», — заявил в понедельник главный секретарь правительства Японии Йосихиде Суга (Yoshihide Suga).
Договор о РСМД заключен во время холодной войны и подписан 31 год назад. Он не только запретил США и России производить, развертывать и испытывать баллистические и крылатые ракеты наземного базирования с радиусом действия от 500 до 5500 км, но и существенно ограничил распространение ядерного оружия во всем мире.
«В Азии есть немало молодых ядерных держав — например, Индия, Пакистан и Северная Корея — которые либо проигнорировали ядерный порядок времен холодной войны, либо вовсе не намерены с ним считаться, — полагает Роггевен из Института Лоуи. — Если США официально выйдут из Договора о РСМД, это будет еще один сигнал о том, что атлантический миропорядок рушится, и наступает эпоха азиатской силовой политики».
В основе этого процесса лежит беспокойство США из-за усиления Китая и их убежденность в том, что Китай в конечном итоге намерен «потеснить США с позиции регионального гегемона».
«Так что, возможно, мы вступаем в эпоху великой борьбы за власть в Азии между США и Китаем. Вопрос о том, всерьез ли США намерены участвовать в этом конфликте в долгосрочной перспективе, и достаточны ли их интересы в Азии, чтобы рисковать еще одной конфронтацией с Китаем, а, возможно, и ядерной войной, пока остается открытым», — считает Роггевен.
Поскольку Китай Договором о РСМД не связан (это двустороннее соглашение касается лишь США и России), большая часть его арсенала состоит из ракет, которые договор запрещает. В результате этого вся территория США уже находится в зоне действия китайских ракет.
Это обстоятельство вызвало догадки, что прекращение договора может привести к гонке ядерных вооружений между США, Китаем и Россией. Но чтобы нарастить свой потенциал в регионе в краткосрочной и среднесрочной перспективе, США потребуются союзники, готовые разместить у себя соответствующие объекты.
«Выход из договора предоставит США свободу разрабатывать наземное ядерное оружие средней дистанции, однако трудно себе представить, чтобы Япония или Корея согласились разместить его на своей территории», — полагает Роггевен.
Другой исход, к которому может привести заявление Трампа, заключается в том, что США, Китай и Россия заключат новый договор.
Доцент Масуда считает, что в обозримом будущем это маловероятно.
«У США сейчас нет рычагов, как нет и сил средней дальности. Китай же ограничиться ракетами средней дальности ни за что не согласится, а если и захочет что-либо обсуждать, то лишь ядерный арсенал целиком и дисбаланс ядерных сил США и Китая», — считает Мацуда.
Ху Чху Пин, старший преподаватель стратегических исследований и международных отношений Национального университета Малайзии, настроен более оптимистично.
«Учитывая, что новый Договор СНВ между США и Россией истекает в 2021 году, а китайские силы к тому моменту значительно вырастут, у трех великих ядерных держав есть все стимулы заключить соглашение о контроле над стратегическими вооружениями», — полагает он.