Заголовок статьи, опубликованной в очередном номере «Экономиста» (Economist), в которой британские эксперты поднимают чрезвычайно чувствительную тему «грязных» денег. Авторы пишут: полученные преступным путем деньги загрязняют финансовые потоки, идущие в Лондон, и пришло время провести чистку.
Великобритании хотелось бы рассматривать себя в качестве лидера в борьбе с теневым финансовым сектором и коррупцией. Особенно в последнее время нынешнее руководство Великобритании взяло курс на более жесткую позицию по этому вопросу. В этой связи, эксперты отмечают, что в том числе и ухудшение отношений с Россией сфокусировало внимание правительства страны на олигархах, которые имеют финансовые интересы в Лондоне. Госминистр МВД Великобритании по борьбе с экономическими преступлениями Бэн Уоллес (Ben Walles), недавно пафосно заявил: «Любой, кто надеется спрятать грязные деньги, может не сомневаться, — мы придем за ними».
В действительности же, как с сарказмом констатируют эксперты, факты демонстрируют совершенно иную картину: сегодня правонарушители могут спать спокойно. Согласно информации Национального Агентства по борьбе с преступностью Великобритании (НАБП — National Crime Agency, NCA), сотни миллиардов фунтов стерлингов, имеющих иностранное происхождение, ежегодно отмываются в британских банках. И большая часть этих денег принадлежит клептократам и их близким. В последние годы практически каждое крупное международное дело о коррупции имело отношение к Великобритании или ее «пальмовым» заморским территориям. Британские компании с ограниченной ответственностью выбирались подозрительными клиентами крупнейшего коммерческого Банка Дании (Danske Bank), который был замешан в отмывании порядка 200 миллиардов евро (230 миллиардов долларов США).
Правда некоторые представители правящей Консервативной партии и лондонского Сити уверены, что серьезная чистка может принести больше вреда, чем пользы, поскольку с Брекситом возрастает риск утраты британским финансовым сектором своей привлекательности. Однако эксперты предупреждают: в стране, которая во время кризиса 2008 года спасала свои финансовые институты, и прошла путь режима жесткой экономии, гораздо более важное значение имеет тот факт, что бездействие по противодействию притока грязного капитала приведет к дальнейшему подрыву легитимности капитализма.
Эксперты при этом замечают, что в контексте грязного капитала вряд ли можно считать Лондон уникальным явлением. Другие финансовые центры, включая Нью-Йорк, Дубай и Сингапур, также отмывают капитал сомнительного происхождения. Практика показывает, — чем больше чистого капитала в стране, тем проще спрятать грязные деньги.Однако Лондон, как считают авторы статьи, имеет, в каком-то смысле, исключительно привлекательные отличительные черты. Он еще по-прежнему управляет огромными международными потоками капитала. Эксперты пишут, что, дескать, предметами гордости Лондона являются, английский язык, как считается, хорошие школы и, по иронии судьбы, авторитетная правовая система (защищает олигархов от незаконного разграбления, которому они подвергаются в своих странах). Упрощенные правила владения собственностью применяются в отношении богатых иностранцев. Армии адвокатов и фирмы по связям с общественностью специализируются на восстановлении репутации этих лиц. Жесткие законы о борьбе с клеветой удерживают надоедливых журналистов и НКО на расстоянии. Помимо прочего, Великобритания располагает своей собственной сетью тайных офшорных территорий, именуемых участниками кампаний по борьбе с коррупцией ее «второй империей». Вывод «Экономиста» однозначный: Лондон просто-напросто идеальное место для отмывания денег.
Вот поэтому британцы и делают все, чтобы не убить курицу, несущую золотые яйца. Ведь пострадают от этой «чистки» все те секторы экономики, которые зависят от этого богатства. Ужесточение политики в финансовом секторе отпугнет законопослушных инвесторов, особенно в случае ее национальной окраски: множество россиян владеют недвижимостью в Лондоне через офшорные компании по причине защиты своей частной жизни или в целях налогового планирования. Конечно, в Лондоне есть и те, кто опасается, что эта новая политика правительства страны может ударить по рынку недвижимости и британской валюте как раз в то самое время, когда в результате Брексита Великобритании потребуются любые инвестиции, которые она только может заполучить.
Но у большинства британских экспертов превалирует мнение, что существуют чрезвычайно серьезные основания для действий в пользу того, чтобы действительно принять меры по очистке британского финансового сектора. Аналитики уверены, что прогнозы, касающиеся степени экономического ущерба от тех радикальных мер, которые планирует принять правительство, сильно преувеличены. «Экономист» отмечает тот факт, что россияне и украинцы владеют лишь 0, 2% от общего объема активов, принадлежащих иностранным гражданам. Удар по деньгам сомнительного российского происхождения усилит позицию британского правительства и собьет с толку разведывательные службы Владимира Путина. Предоставление финансового убежища коррумпированным элитам способствует распространению коррупции в других странах.
Проблема, как уверены эксперты, заключается не в том, чтобы принять новые законы, а в том, чтобы привести в исполнение уже существующие. Это и вызывает общее беспокойство в Великобритании. Направленный впервые запрос об активах, происхождение которых собственником не раскрывается (Unexplained Wealth Order), — требует от запрашиваемого лица объяснить источники своего богатства — в этом месяце «претерпел» попытку оспаривания в суде со стороны супруги азербайджанского банкира, находящегося в заключении. Правительство громко «трубит» о реформах по борьбе с коррупцией, инициированных сразу после премьерства Дэвида Кэмерона (David Cameron), как приоритетной задачей. В 2016 году Великобритания стала первым государством из стран «Большой двадцатки» (G20), которое сформировало открытый реестр конечных собственников (бенефициаров) компаний, предназначенный для выявления подставных структур, за которыми обычно прячутся преступники. Однако система основывается на самоотчетности. Государственная Регистрационная палата (Companies House) Великобритании, не имеет ни полномочий, ни ресурсов для того, чтобы проверять предоставленные документы. Поскольку надзор за фирмами, специализирующимися на регистрации компаний, настолько незначителен, а штрафы за совершенные ими нарушения ничтожно малы — порядка 1000 — 2000 фунтов стерлингов (1310 — 2620 долларов) — это позволяет британским Виргинским островам выглядеть весьма надежной гаванью. В результате складывается неизбежная ситуация, когда честные остаются законопослушными, а преступники продолжают спокойно реализовывать свои схемы.
Эксперты считаю, что самое худшее во всей истории вопроса грязного капитала, это то, что те ограниченные ресурсы, которыми располагают сегодня британские правоохранительные органы, не позволяют Агентству эффективно работать с крупными криминальными делами. Бюджет НАБП, уже и так небольшой, продолжает уменьшаться. В лучшем случае Агентство располагает несколькими десятками следователей с навыками для работы по сложным делам. В Америке и Италии таких сотрудников исчисляют сотнями, — в этой сфере правосудие не обходится дешево. В среднем на работу по крупному делу о коррупции уходит семь лет. Стоит отметить, что последние годы Великобритания не была замечена в числе лидеров по раскрытию громких международных дел.
Эксперты считают, что необходимо выделять больше ресурсов на расследование дел о коррупции, что, наверняка, позволит изменить ситуацию к лучшему в борьбе с отмыванием грязных денег. Ведь даже зарплата британских следователей и та на порядок ниже, чем у их американских и европейских коллег. Кроме того, они считают, что необходимо усиление контроля за подставными структурами и компаниями, которые их учреждают. Необходимо выделять дополнительное финансирование и на проведение процедуры удостоверения подлинности информации о собственности. При этом эксперты считают, что часть финансирования можно получить за счет увеличения сбора за регистрацию компаний, который в настоящий момент не превышает 12 фунтов стерлингов. Один дополнительный нормативно-правовой акт мог бы также улучшить ситуацию. Закон об ответственности за «преступное бездействие» позволил бы преследовать в уголовном порядке высших должностных лиц компаний или самих юридических лиц, в случае непринятия ими необходимых мер для борьбы с отмыванием денежных средств. Схожее положение в законодательстве по борьбе с коррупцией уже привело к положительному результату.
Лондонский Сити очень важен для Великобритании. Он крупный работодатель (2/3 рабочих мест находятся за пределами Лондона). Здесь генерируется сальдо торгового баланса в размере 3% от ВВП и обеспечивает приблизительно десятую часть налоговых поступлений в бюджет страны. Кроме того, это и центр финансовых технологий, что помогает небольшим британским компаниям получать финансирование намного проще, нежели их европейским аналогам. Как замечает «Экономист», оппозиционная Лейбористская партия под лидерством Джереми Корбина (Jeremy Corbin) видит ситуацию иначе: большинство лейбористов даже не пытаются скрывать своего глубоко враждебного отношения к финансовой сфере. Очевидно, что если лондонский Сити не сможет доказать, что работа его рынков строится на честной основе, то руки следующего правительства во главе с лейбористами будут развязаны, и действовать оно будет беспощадно.
Вывод британских экспертов однозначный — реакция Великобритании на угрозу, связанную незаконными финансовыми потоками, по сей день представляла собой в большей степени громкие заявления, нежели значимые действия.