Украина и Международный валютный фонд достигли договоренностей о новой программе поддержки экономической программы stand-by (SBA) в размере 3,9 миллиардов долларов. Новая программа рассчитана на 14 месяцев и должна заменить программу EFF, утвержденную в марте 2015 года, срок которой истекает в марте 2019 года. О том, как новая программа повлияет на экономику страны и в каком виде будет принят закон о бюджете Украины, рассказал экономист, управляющий частным инвестиционным фондом на фондовом рынке США Владимир Компаниец.
Апостроф: Мы помним, что после визита МВФ в Украину в сентябре не было даже каких-либо официальных заявлений, что говорило о том, что компромисса не достигнуто. Тогда даже ходили слухи о срыве сотрудничества с МВФ. Чего стоило украинской власти получить новую программу и насколько она выгодна стране?
Владимир Компаниец: Начну с того, чего это стоило. Первое требование: повышение цены на газ. Украине удалось снизить те требования, которые были изначально. Они хотели существенно повысить и выровнять цену газа для населения с ценой газа для промышленности. Благодаря действующей власти удалось снизить повышение с 60% до 23,5%.
— То есть это можно считать победой?
— Это можно считать временной победой. Потому что МВФ продолжает настаивать на единой цене на газ для населения и промышленности. Второе требование, которое сейчас МВФ выдвинул — это принятие бюджета во втором чтении. Почему именно во втором чтении? Потому что они боятся, что между первым и вторым чтением произойдут существенные правки, которые изменят конфигурацию бюджета — либо увеличатся расходы, либо уменьшатся доходы. МВФ это не устраивает, они считают, что дефицит и так очень высокий в бюджете на 2019 год, где закладывают 89 млрд гривен дефицита, а они требуют зафиксировать эту цифру, и больше не увеличивать расходы.
— Что касается новой программы stand-by?
— В 2019 году у нас заканчивается действующая программа, поэтому фактически мы не могли получать новый транш. Новая программа позволяет нам вместо тех траншей получить новую 14-месячную программу с более существенной суммой. Фактически нам дадут 3,9 миллиарда долларов, но опять же — это не единая сумма, а поступит несколько траншей. Но самая важная победа здесь — не столько кредит от МВФ, потому что он будет идти в золотовалютные резервы, и государство эти деньги никак не сможет использовать, это другие транши, которые пойдут сразу же после утверждения правлением МВФ в программу, потому что окончательного решения, что программа утверждена, до сих пор нет. Как только правление МВФ утвердит, а это будет сделано, после того как будет принят бюджет во втором чтении, пойдут кредиты от Европейского Союза и Мирового банка. На данный момент Минфин пользуется благоприятным новостным фоном, и вот несколько дней назад украинская делегация поехала делать размещение еврооблигаций.
— То есть та сумма — 5 миллиардов долларов, которая была нужна Украине, чтобы не допустить дефолт, фактически получена?
— Фактически после решения МВФ мы решаем проблему конца этого и начала следующего года, так как в первом квартале было 112 миллиардов гривен, которые мы должны были погасить, то есть это была одна из самых максимальных сумм за всю историю — как внешние, так и внутренние долги.
— Где еще Украина может взять деньги?
— Они хотят сделать эмиссию новых еврооблигаций на срок 10-15 лет, сумму возьмут, скорее всего, около 2 миллиардов, но, к сожалению, время дешевых денег закончилось, поэтому ставки будут существенно выше, чем раньше. Я думаю, Украине это обойдется в минимум 8% годовых, так как США на данный момент по 30-летним облигациям уже платит уже 3,3% годовых. Россия сейчас по 10-летним платит 8,2% годовых, ставка доходности.
— Часть экспертной среды как раз и говорит о том, что кредиты дорогостоящие, и лучше делать все, чтобы заходил инвестор. Как на инвестиционный климат повлияет продолжение сотрудничества с МВФ?
— Продолжение сотрудничества с МВФ — это, безусловно, позитив для инвесторов, так как говорит о том, что государство выполняет свои обязательства. Но в то же время это не является основным преимуществом для инвесторов. Инвесторы хотят получить платежеспособный рынок и свой возврат инвестиций. А когда в стране наименьшая зарплата в Европе, большие проблемы с наполнением бюджета, то они не видят перспективы в этом рынке. Потому что, если сравнивать уровень ВВП на душу населения страны, где 1,5 тысячи долларов и 15 тысяч долларов, то инвестор инвестирует туда, где ВВП на душу населения значительно выше.
— Новая программа МВФ как-то повлияет на курс доллара и ВВП?
— Напрямую на ВВП не повлияет, потому что все деньги идут в золотовалютные резервы. Но что касается курса доллара — это позволит его немного стабилизировать. Будет меньше переживаний относительно девальвационных ожиданий, которые также играют на понижения курса, и, соответственно, чем меньше девальвационные ожидания, тем больше инвесторы уверены в будущем и больше заинтересованы вкладывать деньги.
— Могут ли измениться условия сотрудничества с МВФ после всех выборов?
— МВФ даст, скорее всего, двумя траншами и тем самым обезопасит себя от резких изменений в политике государства. Но будущий президент, если произойдет смена, может кардинально все изменить, так как именно он назначает главу Нацбанка, и это очень сильно может изменить монетарную или валютную политику страны. Поэтому непонятно, когда МВФ даст второй транш, скорее всего до выборов. Но если в стране ничего серьезного не произойдет, то оно гарантирует стабильность.
— Если в 2017 году было заложено 55 миллиардов гривен на субсидии, и этой суммы не хватило — еще на 15 миллиардов увеличивали, а в 2018 году заложили снова 55 миллиардов гривен. Учитывая, что цены на газ вырастут на 23,5%, этой суммы хватит?
— В 2018 году, насколько я помню, было заложено порядка 71 миллиарда гривен. В следующем — 55 миллиардов, предварительный бюджет, то, думаю, этой суммы должно хватить, так как с весны существенно ужесточили условия получения субсидий, и многие люди не могут оформить ее по новым требованиям. Например, у кого есть родственники за границей, но которые прописаны здесь, фактически теряют возможность получения субсидий, так как согласно новым требования они должны задекларировать свои доходы и уплатить налоги, но никто этого не будет делать, потому что они являются нерезидентами страны, и даже согласно законодательству не должны платить этот налог на доходы. Или требования Минсоцполитики — уплатить ЕСВ. Люди, скорее всего, тоже этого не будут делать. Поэтому, я считаю, суммы хватит. Но проблема не только в том, что может не хватить заложенной в бюджете суммы, а в том, что очень большое количество людей, которые в принципе не должны получать субсидии, имеют право этим пользоваться. Например, люди с миллионными депозитами имеют возможность оформить субсидию и получать эти деньги. То есть у нас искривлена ситуация, когда вообще людям предоставляют субсидии.
— Насколько бюджет может измениться ко второму чтению? И насколько он, по Вашему мнению, реалистичен?
— Проект бюджета, который подал Гройсман, является реалистичным, даже с существенно заниженными доходами. Потому что Гройсман объявил программу «Контрабанда стоп», но в то же время увеличили доходы от поступления таможни на 13-14%. Такая же ситуация по поступлению налога на доходы физических лиц: две недели назад была объявлена массовая проверка всех предприятий, которые выплачивают зарплату «в конвертах», в то же время закладывают +15% поступления на доходы физических лиц. Получается какой-то ментальный разрыв между тем, что они декларируют, и тем, что они закладывают в бюджет. Но в общем тот проект, который подал Гройсман, является целостным.
Мне не нравится то, что снова увеличивают дефицит бюджета в размере 89 миллиардов гривен. Я считаю, если страна хочет выбраться из той ямы, в которой находится, этот дефицит нужно уменьшать, то есть — либо уменьшать свои расходы, либо увеличивать доходы. Но этого, к сожалению, никто не делает. В этом году мы планировали 81 миллиард, в 2019 году — еще больше увеличиваем. Что произойдет после второго чтения, никто не знает, потому что депутаты как всегда подали больше тысячи правок, которые нужно рассмотреть. Стоит учесть, что правительство часто идет на компромисс и принимает эти правки. Поэтому сложно прогнозировать, в каком виде будет окончательный вариант. Но тут есть фактор, который играет за страну — это МВФ, если им не понравится бюджет во втором чтении, они не предоставят транш.
— Согласно обновленным данным МВФ Украина является самой бедной страной Европы. Расскажите об этом рейтинге и методологии, по которой определяли уровень бедности?
— МВФ не определяет страну бедной или нет, он публикует ключевые показатели, один из которых — ВВП на душу населения. Он показывает, сколько товаров и услуг произведено в расчете на одно физическое лицо. Фактически из этой суммы часть идет на налоги, часть людям — в виде зарплат, часть идет как прибыль или доходы предприятий. Сравнивая эту величину, мы сможем приблизительно рассчитать и сравнить страны между собой. То есть, если у нас официально показатель ВВП ниже, чем в Молдове, то и официальные зарплаты будут ниже. Но, к сожалению, у нас этот показатель очень сильно искривлен, потому что у нас теневая экономика — одна из наибольших долей в Европе. Второе — Государственная служба статистики передает информацию, что у нас живет 42 миллиона физлиц. МВФ использует ее для расчета этих показателей. Но точно сказать, сколько живет в Украине людей, нельзя, поскольку давно не проводили перепись населения. Но придя к реальным показателям после переписи населения можем существенно улучшить свою позицию. Хотя этот показатель точно показывает, что зарплаты у нас существенно ниже, чем в других странах Европы, и все поступления в бюджет в расчете на одного человека будут тоже ниже, чем в других странах Европы.
— На сколько, по Вашему мнению, должен расти ВВП в год, чтобы люди чувствовали улучшение качества жизни? Одни эксперты говорят, что 2-3% — это уже хорошо, вторые — что нужно минимум 5-7%, чтобы догонять другие развитые страны.
— Часто путают два ключевых показателя — это рост реального ВВП и рост номинального ВВП. Рост реального ВВП показывает лишь то, на сколько процентов больше произвели товаров и услуг в количественном выражении. Рост номинального ВВП — на сколько больше в денежном выражении. Так вот, в 2016 году ВВП составлял 93 миллиарда доллара, в 2018 году выходим на показатель 130 миллиардов долларов. То есть за два года наш ВВП вырос больше чем на 40%. Ни одна страна Европы такими темпами роста ВВП не может похвастаться. Это также сказывается и на официальной зарплате: в декабре 2016 года официальная зарплата составляла 240 долларов, в 2018 году будет порядка — 360 долларов.
Поэтому наша страна движется в нормальных темпах. Реальное ВВП, если мы увеличим — это изменит наш рост только в количественном выражении. И самое главное — это повлияет на выплаты в 2019 году, когда у нас наступают обязательства по облигациям, которые были реструктуризованы в 2015 году. Там ключевой момент: если темпы роста реального ВВП превысят 3%, начинается условие, по которому мы обязаны будем выплачивать. Так как второе условие, что ВВП должен составлять не меньше 125,4 ммилиардов долларов, которое мы уже выполним в этом году. Поэтому, если наш ВВП будет расти больше чем на 3%, то можем начинать рассчитывать сумму, которую должны будем выплатить кредиторам по реструктуризованным облигациям. Хотя Минфин считает, что мы не сможем превысить показатели реального ВВП в следующем году больше чем на 3%, поэтому они не закладывают начало выплат на 2019 год.
— Тогда почему украинцы не очень чувствуют, что стали богаче, что их доходы выросли?
— Тут вопрос, как оценивать, что украинцы не чувствуют, что стало денег больше. Есть ключевые показатели — это фонд зарплаты всех работающих сотрудников. Если взять всех официально трудоустроенных, то в этом году мы получим, что их доходы увеличились на более чем 20%. Гройсман говорил, что на конец декабря 2018 года мы выйдем на показатель месячной зарплаты — 10 тысяч гривен, и, скорее всего, он будет прав. Плюс, он обещал, что при этом не произойдет существенная девальвация. Благодаря новому траншу МВФ это будет обеспечено. Поэтому нельзя говорить, что люди не ощущают рост своих доходов. И такой показатель, как реальная зарплата, это средняя зарплата, которая еще индексируется на уровень инфляции, также у нас в положительных значениях и составляет порядка 13% в год, что также говорит о росте доходов населения.