В статье, опубликованной в очередном номере издания «Экономист» (Economist), эксперты констатируют, что шотландские националисты хотят остаться в ЕС и выйти из состава Великобритании. Однако, как уверенно считают в Лондоне, и то, и другое маловероятно.
Обсуждение того, как остаться в одном союзе, затмили планы по выходу из другого на конференции Шотландской Национальной партии (ШНП — Scottish National Party «SNP»), прошедшей недавно в Глазго. Первый Министр шотландского правительства и лидер ШНП Никола Стерджен (Nicola Ferguson Sturgeon) публично поддержала идею повторного референдума по Брекситу, в результате которого Великобритания может сохранить членство в Евросоюзе. Глава фракции ШНП в Вестминстере Ян Блэкфорд (Ian Blackford) пообещал создать для Парламента «максимальные трудности», если консервативное правительство проигнорирует призывы шотландцев к более мягкому Брекситу. Стерджен пошла еще дальше, потребовав, чтобы особый статус Северной Ирландии после Брексита в любом его виде применялся и в отношении Шотландии.
Впрочем, как замечают аналитики, когда речь заходит о независимости Шотландии от Великобритании, подобные ультиматумы уже не звучали. Однако при этом, шотландский лидер обещает продолжительную целенаправленную борьбу, а не мгновенный выход. Как выразилась Никола Стерджен, страсть — это, конечно, замечательно, но она должна быть подкреплена «прагматизмом, настойчивостью и терпением, чтобы убедить тех, кто еще не убежден».
Эксперты признают, что сегодня для выполнения тех стратегических задач, которые поставила Шотландская Национальная партия, Брексит — отличная почва. Значительное большинство шотландцев, а это 62% населения, проголосовали за то, чтобы остаться в ЕС. Однако Шотландия все равно будет вынуждена выйти из европроекта, подчиняясь воле английских избирателей. Повторный же референдум в Шотландии поставит в этом вопросе точку. Как пишет «Экономист», согласно одному из соцопросов, в случае отсутствия сделки по Брекситу, сегодня незначительное большинство шотландцев проголосовало бы за независимость от Великобритании. Некоторые члены ШНП требуют, чтобы партия призвала к повторному референдуму о независимости в ближайшее время. «Мы не можем пребывать в смятении на данном этапе, мы не должны вести себя как якобиты в Дерби!» — заявил депутат Парламента от Внешних Гебридских островов (Outer Hebrides), Ангус Макнейл (Angus MacNeil), вспоминая неудавшееся восстание 18-го века.
Эксперты пишут, что, мол, партийная верхушка не готова идти на такую авантюру. По их мнению, незначительного большинства в отдельно взятом соцопросе недостаточно, чтобы рисковать повторным голосованием, которое на долгие годы стало бы последним. Лондонские аналитики считают, что опрометчивый призыв первого министра Николы Стерджен к повторному голосованию за независимость после еврореферендума, стало политическим просчетом. Поэтому член ШНП, министр шотландского правительства по конституционным вопросам, Майкл Рассел (Michael Russell) заявил: «В истории Шотландии большое число памятных и героических поражений. Но мы — не из этого списка».
Эксперты «Экономиста» считают, что, возможно, Брексит и усиливает стремление шотландцев к независимости, однако это же и усложняет путь к этой самой независимости. Шотландская Национальная партия — сторонник того, чтобы Шотландия осталась в едином рынке и таможенном союзе ЕС. Но это осложнит торговлю с Англией, ее крупнейшим рынком сбыта, которая готова покинуть и то, и другое. Как считают эксперты, «пустым прожектом» выглядит и стремление подтянуть Шотландию под модель, выработанную для Северной Ирландии. «Принцип последней гарантии» в отношении Ирландии направлен на поддержание хрупкого мирного процесса, но никак на конкурентоспособность финансового сектора Эдинбурга.
В Лондоне уверены, что путь Шотландии к независимости становится все более затруднительным: ведь, дескать, если поддержка шотландцами независимости их страны не продемонстрирует существенного роста, повторный референдум в ближайшие несколько лет маловероятен.
«Экономист» пишет, что у Шотландской Национальной партии есть и другие проблемы. К моменту проведения следующих выборов в шотландский парламент в 2021 году, партия будет у власти уже 14 лет. А как считают в Лондоне, результаты ее деятельности весьма посредственные. И если в шотландском Парламенте, Холируде (Holyrood), не останется большинства, поддерживающего независимость, ШНП вообще не сможет организовать референдум.
Однако, тем не менее, никто не рискует спрогнозировать, как будут развиваться события в Шотландии после Брексита. Лондон же эту тему активно замалчивает.