Нависшая угроза американских санкций по закону «О противодействии противникам США посредством санкций» (CAATSA), запрещающему закупку любой продукции у России, вынудила Индию реанимировать связи с Москвой в области безопасности.
Оба государства пересмотрели механизмы двусторонних отношений, чтобы усилить свое затухающее взаимодействие в сфере безопасности, создав новый комитет при Межправительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству между Индией и Россией (МКВТС-МИР).
Этот комитет сфокусируется на совместных учениях и подготовке, обоюдных визитах старшего командного состава, расширении взаимодействия между соответствующими оборонными учреждениями и возобновлении двусторонних военных программ с истекшим сроком действия.
Ввиду пересмотра плана МКВТС-МИР, он также будет переименован в Межправительственную комиссию по военному и военно-техническому сотрудничеству между Индией и Россией, чтобы подчеркнуть военный аспект во взаимоотношениях Нью-Дели и Москвы.
Индийско-российские связи в оборонной сфере последние 15 лет неуклонно слабели. В это же время Нью-Дели стратегически сблизился с Вашингтоном, проведя с США столько разовых военных учений, сколько ни с одной другой страной. Недавно стороны также договорились провести в следующем году свои первые тройные военные учения на индийском восточном побережье.
Еще важнее то, что c 2002 года в Индию поступило товаров из США на 15 миллиардов долларов. Это включает транспортные и морские разведывательные самолеты, а также боевые и грузовые вертолеты, все из которых ранее предоставляла Москва.
К большому разочарованию России, помимо прочего, Индия далеко продвинулась в переговорах с США по поставкам беспилотников «Гардиан» и противовоздушных систем на три миллиарда долларов.
Но событием, которое сблизило Москву и Дели в области военного сотрудничества, стал визит президента Владимира Путина в Индию в начале сентября, когда стороны подписали контракт на поставку пяти полков самонаводящихся ракетных систем «земля-воздух» C-400.
На вопрос о введении санкций против Индии из-за покупки С-400, президент Дональд Трамп туманно ответил, что «это случится раньше, чем вы думаете». В Дели это истолковали, как намерение США применить CAATSA против Индии.
Источники в индийской оборонной сфере выяснили, что перед тем, как активировать CAATSA и ввести санкции против Министерства обороны (МО), США ждут, пока Индия внесет первые 15% за С-400.
«Индийские дипломаты и военные официальный лица воспринимают заявление Трампа как намерение введения санкций против Дели по CAATSA», — заявил высокопоставленный чиновник в оборонной сфере.
По его словам, как следствие, Нью-Дели решил пересмотреть свои связи с Москвой, чтобы смягчить последствия возможных санкций США. Однако чиновник добавил, что ситуация характеризуется «путаницей» и «отсутствием ясности».
При этом не секрет, что связи с Россией всегда были крайне важны для технического обеспечения индийской армии, и укрепление отношений для удовлетворения этих нужд остаются для Дели приоритетом.
Сейчас Индия находится на финальной стадии переговоров по предоставлению лицензии на производство 768 тысяч автоматов «Калашников» АК103 государственной артиллерийско-технической компанией и приобретении дополнительно четырех фрегатов «Адмирал Григорович» проекта 1135,6, два из которых произведут в Индии.
Ожидается также сделка по закупке легких многоцелевых вертолетов «Камов» Ка-226Т «Худлум» для армейского авиационного корпуса и Индийских воздушных сил, 140 из которых будут собираться в стране, также как и о приобретении двух дополнительных бортовых систем раннего предупреждения и контроля (БСРПК).
Ожидается также модернизация большого числа истребитель ОКБ Сухого Су-30МКИ Индийских Воздушных Сил и предоставление в лизинг другой боевой ядерной подлодки. В 2012 году Индия арендовала атомную подлодку «Чакра» — 9,246-тонную российскую субмарину класса «Щука-Б» («Акула») на десять лет за 962 миллиона долларов. Такой договоренности нет ни с одной другой страной.
Кроме того, индийская армия (ИА) по большей части пользуется российскими военными платформами, различными ракетными системами и артиллерией. Все они будут оставаться на службе в течение 20-25 лет, что потребует постоянного обслуживания, ремонта и модернизации производителями оригинального оборудования (ПОО).
«Основная огневая мощь индийской армии в ближайшем будущем будет советского или российского производства. Это танки, артиллерия, боевые машины пехоты (БМП)», — заявил бывший генерал-лейтенант Виджай Капур и добавил, что российские ПОО останутся основными для индийской армии.
Более 95% армейского парка из 2200-2500 основных боевых танков (ОБТ) — это российские Т-72 и Т-90С, импортированные напрямую и построенные по лицензии, как и около 2 тысяч БМП-1 и БМП-2.
В 2007 году в эксплуатацию ввели большое количество ракетных систем из России, где вишенка на торте — сверхзвуковая крылатая ракета «земля-земля» «БраМос».
Переход на альтернативные источники для замены всего снаряжения — это не то, чего хотело бы военное руководство, поскольку такой расклад приведет не только к колоссальным расходам, но и к переработке инфраструктуры и серьезным задержкам. Индия едва ли может себе это позволить в то время, когда ситуация с безопасностью в ее окрестностях ухудшается, а начальники спецслужб говорят о готовности к войне на двух фронтах — с Пакистаном и Китаем.
Индийский флот (ИФ) также зависит от такого российского вооружения, как авианосец «Викрамадитья» — единственного 46000-тонного авианосца класса «Киев» — и 45 военно-морских истребителей МиГ-29К/КУБ. Конструкция этих истребителей также учитывается при создании авианосцев индийского флота «Викрант» — 37500-тонных самолетов.
ИФ также располагает девятью дизельными электрическими подводными лодками класса «Кило» проекта 877 и тремя фрегатами проекта 1135,6 «Тальвар», а также множеством таких небольших, хотя и устаревших судов, как тральщики.
Россия также помогала Организации военных исследований и разработок в создании подводной лодки типа «Арихант» — первой во флоте атомной стратегической субмарины местного производства, которая была тайно введена в эксплуатацию в августе 2016 года.
Кроме того, Россия делится опытом при миниатюризации реактора мощностью 80 МВт для четырех последующих атомных подлодок, которые сейчас проектируют в классифицированном Центре строительства судов в Вишакхапатнаме. Ни одна другая страна, особенно США, не захочет предоставлять такие развитые технологии.
Подводя итог, можно назвать три фундаментальные причины для заинтересованности Индии в российской оборонной технике: она дешевая, могла работать при экстремальных температурах минус 44 градусов Цельсия на Сиачене, на запретных высотах Ладакха и при 50 градусов Цельсия в пустыне Раджастан, а также техника знакома последующими поколениями индийских военнослужащих.
«Россию как основного поставщика оружия армии вряд ли вытеснят даже США, Франция и Израиль вместе взятые, каждый из которых в последние годы увеличил экспорт своего вооружения в Индию», — заявил бывший советник Министерства обороны по поставкам Амит Ковшиш.
Москва продолжит играть важную роль не только в поддержании и модернизации существующих систем, но и в обеспечении новыми, добавил он.