Украинская политика всегда полна сюрпризов, и возвращение на первый план Виктора Медведчука в преддверье богатого на выборы 2019 года (президентские — в марте, парламентские — в октябре) вполне можно отнести к их числу. Для украинцев этот нелюбимый в Киеве 64-летний олигарх является в первую очередь кумом Владимира Путина. Иначе говоря, президент России — крестный отец его дочери. На постсоветском пространстве с его ярко выраженной клановой структурой это подразумевает верность и дружеские связи, которые выходят за рамки формальных скреп.
Медведчук, которого уже не первый год называют «агентом Путина» на Украине, хорошо знаком с закулисными соглашениями и тайными переговорами на стыке бизнеса и политики. Сейчас он намеревается открыто продвигать благосклонно настроенные к России позиции в тот самый момент, когда конфликт Киева и Москвы пробуксовывает.
Летом Медведчук вступил в партию «За життя» («За жизнь», основана Вадимом Рабиновичем, еще одним представителем пророссийского лагеря) и намеревается возглавить ее на будущих выборах. «Если учесть другие партии, которые занимают близкие к нашим позиции, мы потенциально представляем 30-35% электората», — заявил он в середине сентября на встрече с журналистом «Монд» в его прекрасно охраняемом кабинете, где телевизор включен на канале «Россия 24». Медведчук, человек спортивного телосложения (как и его кремлевский друг), осознает свою непопулярность и не собирается лично участвовать в президентских выборах.
Позиции его партии резко контрастируют с открыто антироссийским настроем фаворитов будущих выборов, начиная с уходящего президента Петра Порошенко и вернувшейся в игру Юлии Тимошенко: за хорошие отношения с Москвой, за «мир в Донбассе», против НАТО и ЕС — «неравного объединения, где никто нас не ждет».
«Неизвестно»
Что касается цены примирения с Россией, Медведчук сохраняет некоторую неоднозначность, отказываясь, например, дать свое мнение по поводу аннексии Крыма: «Я не готов сказать, что нужно сделать». По его словам, нам «неизвестно», участвовали ли российские регулярные войска в военных операциях в Донбассе. Предлагаемое им решение во всем соответствует предложениям Кремля. Когда Москва говорила о федерализации, Медведчук всячески поддерживал ее. Сейчас же он говорит о расширении автономии сепаратистских регионов.
Бывший юрист Виктор Медведчук стал в 1990-х годах магнатом в энергетической и сельскохозяйственной сфере. С Владимиром Путиным он познакомился в бытность главой администрации президента Леонида Кучмы с 2002 по 2005 год. В 2010-х годах он безуспешно продвигал гражданскую ассоциацию, которая выступала за интеграцию Украины в предлагавшийся Россией таможенный союз.
«Единственный эмиссар»
Как ни парадоксально, в игру его вернула война в Донбассе. После подписания в 2015 году Минских соглашений его назначили представителям Украины по гуманитарным вопросам в рамках сформированных в белорусской столице рабочих групп. Именно он отвечал за обмен пленными между Киевом и сепаратистскими группами. По мнению большинства наблюдателей, его назначили по требованию Владимира Путина. «Он — единственный украинский политик, у которого есть прямой доступ к Путину, и он сумел воспользоваться этой связью, чтобы стать единственным эмиссаром по связям с Москвой», — полагает политолог Владимир Фесенко. Как бы то ни было, уже тогда Медведчука внесли в список украинских деятелей, которые оказались под санкциями США, так как представляли «угрозу для стабильности и целостности Украины».
В книге «Вся кремлевская рать» журналист Михаил Зыгарь называет его глазами Путина на Украине и утверждает, что по мнению российского лидера ничто на Украине не может осуществляться без участия Медведчука.
Сам олигарх говорит, что дважды встречался с президентом России с начала сентября, и что их связывают «дружеские отношения и взаимоуважение». «По-настоящему мы расходимся только в одном. Путин считает украинцев и русских одним и тем же народом. Я же считаю их близкими в культурном плане, но все же разными народами».
Украинская пресса приписывает Медведчуку недавнее приобретение по непрозрачным схемам двух телеканалов, в том числе популярного «112» (это является дополнительным признаком его стремления играть первую роль). Сам он отрицает это, однако на следующий день после передачи собственности оба канала начали уделять большое внимание действиям и выступлениям олигарха.
«Этот туман типичен для него, — говорит журналистка Кристина Бердинских. — Нам достоверно известно, что он — крупный бизнесмен, однако точно сказать, чем он владеет, невозможно». Эта задача становится тем сложнее, что два года назад Виктор Медведчук перевел свои активы на супругу, звезду телевидения. По его словам, это связано с опасениями насчет американских санкций.
Украинские журналисты выяснили, что одна из компаний его жены получила в 2015 году прибыльный контракт на добычу нефти в Ханты-Мансийском автономном округе, обойдя таких российских гигантов как Роснефть и «Газпром нефть». Все это только усилило подозрения насчет того, что Медведчук — «агент Путина». «Он укрепляет свои позиции и на Украине, в частности, в сфере СПГ, что означает, что Порошенко не трогает его», — отмечает Кристина Бердинских.
«Делать его частью Минских соглашений было огромной ошибкой, — считает бывший министр финансов Александр Данилюк. — Он подрывает процесс изнутри и смог укрепить свои позиции как в экономике, так и в политике».