Признание Константинопольским патриархатом самостоятельности Киевской церкви разбередили линии разлома в православно-христианском мире, который восходит своими корнями к XV веку. Еще в то время Московская церковь назвала себя третьим Римом, и это стремление на самом деле согласуется с представлениями Кремля, который давно желает вернуть России статус мировой державы. Преподаватель исторического отделения Университета изящных искусств имени Мимара Синана, профессор Ильяс Кемалоглу (İlyas Kemaloğlu) идет по историческим следам этого глубокого раскола…
С признанием Константинопольским патриархатом Украинской православной церкви процесс обретения этой церковью независимости приобрел совершенно иное измерение. Русская православная церковь объявила Константинопольский патриархат раскольниками. Православный мир столкнулся с одним из крупнейших кризисов не только за последние десятилетия, но и за всю свою историю. К тому же этот кризис, похоже, повлияет и на политические отношения как между вовлеченными странами, так и между некоторыми государствами региона и мира.
В действительности борьба между Москвой и Константинополем в религиозной сфере началась не недавно. Эта борьба восходит к концу XVI века, когда Московская церковь была возведена в достоинство патриархата. Хотя Константинопольский патриархат считается «первым среди равных» и даже неофициально «вселенским патриархатом», то, что большая часть православного населения проживает в России, и за Московским патриархатом стоит такое мощное государство, как Россия, делает Русскую православную церковь очень сильной. А расположение Константинопольского патриархата на территории мусульманской страны и женитьба русского царя Ивана III на дочери последнего византийского императора Софье (Софья Палеолог приходилась племянницей последнему императору Византии Константину XI Палеологу — прим. пер.) — факторы, усилившие статус и положение Москвы, и Москва начиная еще с XV века объявила себя третьим Римом.
Эти претензии Москвы всегда сохранялись за исключением, пожалуй, только советского периода. Поскольку в советское время религия считалась важнейшим препятствием для распространения советской идеологии, была запущена атеистическая пропаганда, и все религиозные институты, включая Русскую церковь, понесли большой урон. Поэтому в этот период влияние Московского патриархата уменьшалось, а Константинопольский патриархат, наоборот, усиливал свое положение в православном мире, которое ослабло с завоеванием Константинополя турками. Но за прошедшие с распада СССР 27 лет Московский патриархат восстановил свою былую силу и влияние. Вместе с тем мы видим, что влияние и юрисдикция Русской церкви неофициально распространились на постсоветском пространстве, и она взяла на себя новую миссию: быть объединяющим элементом между постсоветскими республиками и сохранять господство Москвы на этих территориях в религиозной сфере. Но, как и Кремль, Русская православная церковь не желает останавливаться на статусе «региональной силы». В то время как Кремль выступает против однополярного миропорядка США, Московский патриархат не желает признавать Константинопольский патриархат в качестве «первого среди равных». Одним из главных показателей этого является тот факт, что Московский патриарх Кирилл не участвовал во Всеправославном соборе, созванном патриархом Варфоломеем в 2016 году на острове Крит, подготовка к которому велась 55 лет. Очевидно, Кирилл не в одиночку принимает все эти решения, потому что, как и предыдущие патриархи, Кирилл тоже состоит в тесных отношениях с Кремлем. Хотя в России религия также отделена от государства, история Русской церкви переплетена с политикой.
Вот и выступление России против независимости украинской церкви, демонстрируемая реакция носят полностью политический характер. Несмотря на напряженность, которая сегодня имеет место в отношениях России и Украины, русские и украинцы происходят от одной расы, и в таких доктринах и проектах Кремля, как «славянский союз», «православный союз», «третий Рим», отводится важное место Украине и украинцам. После России больше всего славянского православного населения проживает на территории братской Украины. Эти идеи, возможно, никогда не удастся претворить в жизнь, но данное «единство» играет важную роль в существовании российского государства, поддержании националистических чувств народа и, наконец, в том, чтобы он «чувствовал себя особенным». Еще одна причина, по которой Москва не желает терять Украину, заключается в следующем: российская история тесно переплетена с Украиной. Первым государством русских была Киевская Русь, одной из первых столиц — Киев, первая митрополия была создана в Киеве, Киев считается «матерью городов русских» — все это и прочее делает важным Киев и Украину с точки зрения российской истории и места России в православном и славянском мире. Сейчас же Москва сталкивается с риском потерять все это, тогда как она заставила российский народ поверить в то, что «третий Рим» будет стоять вечно и никогда не падет.
Вместе с тем мы можем сказать, что позиция «противоположной стороны» тоже является политической. Президент Украины Порошенко, стремясь обеспечить обретение Украиной независимой церкви, желает разорвать все связи с Россией после присоединения Крыма к РФ. Этот шаг также можно расценивать как сильнейший удар, который Киев наносит Москве. Интересно, что Константинопольский патриархат занял сторону Украины. Потому что независимо от того, признает ли он за собой такое право или, как утверждает Москва, действует вне канонического поля, этим шагом Константинопольский патриархат в любом случае наносит вред своему положению и имиджу в православном мире. Как отмечалось выше, несмотря на «равенство» в иерархии, Константинополь обладает особым положением. А теперь Московский патриархат, который объединяет более половины православного населения мира, разорвал все связи с Константинополем и обвинил патриарха в раскольничестве. К тому же православные в России тоже считали Константинополь важным религиозным центром. Более того, в последние годы увеличилось число визитов, совершаемых православными верующими России с целью посещения православных религиозных структур в Турции, или иными словами, начал даже развиваться религиозный туризм.
Признание Константинопольским патриархатом украинской церкви при том, что в последнее время отношения между Московским и Константинопольским патриархатами находились на хорошем уровне, русские связывают с политическим подходом. Озвучивая эту точку зрения, российские эксперты исходят из нескольких обстоятельств. Во-первых, этот кризис приходится на момент напряженности в отношениях между Москвой и Афинами. Во-вторых, Константинопольский патриархат направил на Украину в качестве представителей священнослужителей из США и Канады. А российские власти открыто говорят, что за этим процессом стоят США, и их цель — навредить интересам России в религиозной сфере, равно как в политической и экономической сферах. По мнению тех, кто желает еще более запутать проблему, одна из причин этого процесса — стремление нанести вред турецко-российским отношениям, которые после самолетного кризиса снова пошли в гору. Опять же в этом контексте озвучиваются предположения, согласно которым Кремль якобы попросил у Анкары поддержки в этом вопросе и призвал турецкие власти оказать давление на Константинопольский патриархат с целью заставить его пересмотреть свой шаг. При этом Анкара, в повестке дня которой много внутренних и внешних проблем, справедливо не желает вмешиваться в это дело.
Как видно, у данной «религиозной» проблемы православного мира, которая уходит своими корнями в «историческое» прошлое, очень многогранное «политическое» измерение. А это создает большое препятствие для того, чтобы в дальнейшем проблема решалась как-то иначе, нежели сейчас. Таким образом, православный мир получил серьезный удар. После этого шага Константинопольского патриархата Русская церковь приняла решение ввести санкции. Московский патриархат запретил не только своим священнослужителям совершать богослужения в церквях Константинопольского патриархата, но и своим прихожанам молиться в этих церквях. А самое главное, что Русская православная церковь объявила патриарха Варфоломея «раскольником».
На фоне этих событий другие церкви тоже, вне всякого сомнения, будут вынуждены пусть и неявно поддержать одну из сторон. Польская, Сербская, Антиохийская церкви уже сейчас встают на сторону Русской церкви. Более того, Россия тоже сообщила, что не признает решения Константинополя, и Русская церковь продолжит оставаться на Украине. А это показывает, что борьба и передел собственности между церквями на Украине продолжится. В долгосрочной перспективе, даже если Украина обретет «национальную церковь», все это еще более усилит борьбу в политической и других сферах в этой стране, еще более обострит отношения Украины — России и соответственно негативно повлияет на отношения России с ЕС и США. Иными словами, невозможно сказать, что какая-либо политическая или религиозная сторона этой проблемы окажется в выигрыше. И хотя указывать на Запад как на виновника всех проблем ошибочно, реальный факт состоит в том, что эта проблема в политическом смысле сослужит хорошую службу США, а в религиозном смысле — протестантам и католикам в Европе.