Когда правительство нашло убедительные доказательства того, что отравление в Солсбери было осуществлено российской военной разведкой ГРУ, депутатам британского парламента, поддерживающим деловые связи с Россией, было бы разумно пересмотреть свою позицию.
Однако, как выяснил в ходе проведенного расследования парламентский комитет по иностранным делам, многие известные пэры продолжают свою лоббистскую деятельность в интересах российских компаний, подозреваемых в тесных связях с Кремлем.
Поскольку все политические силы серьезно обеспокоены в связи с возможным российским влиянием на парламент, депутаты из комитета по иностранным делам намерены поднять этот вопрос сегодня на первом заседании с участием Джереми Ханта (Jeremy Hunt) в качестве министра иностранных дел.
В частности, парламентарии проявляют огромный интерес к тем свидетельствам, которые представил министр безопасности Бен Уоллес (Ben Wallace), написавший комитету, что с ним связались два пэра из Консервативной партии, напрямую попросившие об оказании «государственного содействия российским партнерам». По словам Уоллеса, он раскрыл детали этих обращений из-за интереса к попыткам Москвы повлиять на парламент, который отмечается в последнее время. Данные попытки продолжаются вопреки тому, что весь мир осудил Россию за отравление в Солсбери в марте этого года.
В своем письме Уоллес заявил, что у него была встреча с лордом Фэрфаксом, который хотел обсудить вопросы, имеющие отношение к его работе в российской государственной судоходной компании «Совкомфлот». Этой компанией руководит бывший помощник российского президента Владимира Путина.
По словам министра, он отказался от встречи с лордом Баркером Бэттлским, который хотел обсудить санкции. Лорд Баркер является главой совета директоров энергетического гиганта «Эн плюс» (En+ Group), контрольный пакет которого принадлежит Олегу Дерипаске, поддерживающему тесные связи с Путиным. После атаки в Солсбери против Дерипаски и его компании были введены санкции.
Работа лорда Баркера в «Эн плюс» в этом году вызвала острую негативную реакцию, когда британская разведывательная служба МИ6 выразила озабоченность в связи с деятельностью «Эн плюс» по привлечению заемного капитала на лондонской бирже. Эти деньги должны были пойти на погашение долгов перед российскими банками, которые подверглись санкциям. Сейчас парламентский комитет намерен допросить лорда Баркера о его деловых связях с Дерипаской, поскольку появилась информация о том, что этот олигарх по-прежнему поддерживает тесные связи с руководством российских органов безопасности и разведки, включая ГРУ.
Говорят, что многие бывшие руководители из российской разведки и спецслужб имеют связи с компаниями Дерипаски. Среди них — бывший высокопоставленный офицер ГРУ полковник Виктор Бояркин, служивший в том подразделении, которое осуществило атаку в Солсбери. Этот человек до недавнего времени получал зарплату в российской алюминиевой компании «Русал», значительная доля которой принадлежит Дерипаске.
Этот олигарх также взял к себе на работу бывшего профессионального разведчика из российской ФСБ Валерия Печеника, назначенного недавно руководить холдингом Дерипаски «Базовый элемент», которому принадлежит контрольный пакет акций «Эн плюс». Во время службы в ФСБ Печеник возглавлял управление по борьбе с терроризмом, которое противостоит МИ6. (Очевидно, речь идет о Валерии Печенкине, который в ФСБ курировал контрразведку — прим. перев.)
Хорошо известно, что российский истэблишмент из разведки и спецслужб поддерживает прочные отношения с главными корпорациями страны, где важные должности занимают их бывшие высокопоставленные сотрудники.
Лорд Баркер, работавший министром в коалиционном правительстве Дэвида Кэмерона, отверг любые предположения о своих неправомерных действиях. Он отрицает, что предпринимал попытки лоббировать российские интересы в разговоре с Уоллесом, и настаивает, что его работа в «Эн плюс» направлена лишь на то, чтобы полностью ликвидировать деловые связи Дерипаски с этой компанией.
Однако парламентарии недовольны тем, что лорд Баркер отказывается от приглашения выступить в парламентском комитете. По словам одного источника, в первый раз пэра пригласили туда в начале июля, но потом встреча была отложена до 11 сентября.
Потом выступление Баркера снова отложили, поскольку он заявил, что у него срочные переговоры в США о будущем компании «Эн плюс».
Сейчас появились сообщения о том, что лорд Баркер написал председателю комитета по иностранным делам Тому Тагендхэту (Tom Tugendhat) письмо, в котором заявил, что появится на слушаниях лишь в том случае, если заседание будет закрытым.
Тот факт, что лорд Баркер так и не предстал перед членами парламентского комитета, вызывает недовольство у парламентариев, обеспокоенных возможными серьезными последствиями связей между российским бизнесом и британскими депутатами.
А поскольку отношения между Россией и Британией сегодня находятся в плачевном состоянии, единственный способ предотвратить негативное влияние Кремля на сердце британской демократии заключается в том, чтобы убедить парламентариев всех политических убеждений, что им необходимо абсолютно открыто и откровенно рассказать о тех деловых отношениях, которые они поддерживают с компаниями, связанными с российским государством.
Кон Кафлин (Con Coughlin) — военный редактор и ведущий журналист-международник в The Telegraph