Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Азовское море связано с Черным проливом, сравнимым с игольным ушком. Из-за Крымского моста суда высотой более 33 метров и длиной более 160 метров больше не могут попасть в украинские порты. ЕС критикует российские спецслужбы за «чрезмерный досмотр» украинских кораблей, на что Москва отвечает: «Полный нонсенс». Обстановка в Азовском море накаляется, делает вывод автор немецкой «Зюддойче цайтунг».

Москва и Киев конфликтуют теперь и из-за морских путей, и один серо-белый рыболовецкий сейнер играет тут важную роль. Европа опасается эскалации напряженности на Азовском море.

На следующую неделю Киев назначил странный аукцион — при стартовой цене в 50 тысяч евро на продажу выставлен серо-белый рыболовецкий сейнер. До сих пор он ходил под российским флагом, судно называется «Норд» и способно даже на суше поднять большую волну. Проблема в том, что вот уже несколько недель в конфронтации между Россией и Украиной важную роль стало играть и Азовское море, а сейнер — маленькая, но символичная часть происходящего. В марте украинские пограничники задержали российское судно. Они обвинили капитана в том, что тот нелегально посетил аннексированный Россией полуостров Крым и также противозаконно занимался рыболовством в украинских территориальных водах. Капитану на Украине предъявлено обвинение, ему грозит тюремное заключение. Россия возмущена и говорит об «акте пиратства».

Но беспокойство у многих вызывает не только конфликт вокруг рыболовецкого судна. Рост напряженности связан, прежде всего, с растущим военным присутствием обеих сторон в зоне Азовского моря и обвинениями в организации экономической блокады. Обвинения исходят от украинского руководства, и генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг был даже вынужден на прошлой неделе вступиться за Киев. А несколько дней назад и парламент ЕС принял резолюцию, в которой депутаты также выразили «серьезную обеспокоенность по поводу хрупкой ситуации с безопасностью на Азовском море, которая может легко перерасти в открытый конфликт».

Парламент ЕС обвиняет Россию, помимо прочего, в том, что она перевела патрульные корабли с Черного моря в находящееся рядом Азовское море. Парламент критикует «частые задержания и чрезмерные досмотры торговых судов», ходящих в том числе и под флагами стран ЕС, а также строительство так называемого Крымского моста. Открыв в мае это сооружение, Москва создала переправу между континентальной частью России и полуостровом и тем самым облегчила себе доступ к Азовскому морю.

Азовское море находится севернее Черного моря и связано с ним проливом, сравнимым с игольным ушком. Но после введения в строй моста длиной 19 километров проходить по этому проливу уже не так просто, как раньше. Из-за Крымского моста суда высотой более 33 метров и длиной более 160 метров больше не могут попасть в украинские портовые города. А на такие суда приходится более 20% прежнего объема торговли, говорится в резолюции парламента ЕС. От этого пострадали в первую очередь портовые города Мариуполь и Бердянск, доходы которых заметно сократились.

Азовское море вот уже много лет управляется Россией и Украиной. Раньше береговая охрана как России, так и Украины очень редко задерживала и досматривала суда другой страны. Но так было когда-то. Теперь же российская сторона практически определяет, какие суда могут входить в Азовское море и там швартоваться в важных портовых украинских городах. И по сведениям Украины она активно этим пользуется.

Украина обвиняет российскую спецслужбу ФСБ, что та противозаконно задерживает торговые суда и по нескольку часов, а то и дней досматривает их, прежде чем они получают возможность продолжить плавание. Киев опасается, что такая экономическая блокада может стать еще одним фронтом тянущегося вот уже несколько лет конфликта. В резолюции парламента ЕС говорится, что «согласно источникам украинского правительства», более 200 судов подверглись «чрезмерному досмотру», в том числе 120 судов, зарегистрированных в Европейском Союзе. Но в резолюции критикуется и выход Украины из договора о дружбе с Россией, а также план Киева построить новую военно-морскую базу.

Резолюция парламента ЕС не имеет правовой силы, и Москва уже ясно показала, как она к ней относится. «Полный нонсенс», — сказал российский посол в Брюсселе Владимир Чижов. По его словам, Москва имеет полное право «проводить операции» на Азовском море, и она не позволит ЕС диктовать ей какие-то правила. Россия оправдывает усиленный контроль судов и увеличение числа ее военных кораблей в акватории необходимостью обеспечивать охрану нового моста.

В исследовании берлинского фонда «Наука и политика» однако говорится: «Россия ограничивает суверенитет Украины еще в большей степени, окончательно лишая соседнее государство контроля над важной частью морского пути». Далее там сказано, что нападение на Украину с Азовского моря маловероятно, но «Россия значительно усиливает давление также и для того, чтобы добиться возобновления водоснабжения Крыма через Украину».

На эту среду намечена встреча представителей НАТО и России в рамках совета Россия-НАТО, и велика вероятность того, что на ней пойдет речь и о ситуации на Азовском море. На прошлой неделе генеральный секретарь НАТО Столтенберг дал понять, насколько важно свободное судоходство в этой зоне, «в том числе и для альянса, для наших судов и для торговли между странами-членами НАТО и Украиной». В четверг на встрече ожидается и канцлер Меркель. Теперь речь идет не только о ситуации на востоке Украины.