Сегодня Верховный суд Пакистана отменил смертный приговор, вынесенный Асии Биби. Эту пакистанскую крестьянку приговорили к повешению за богохульство, и правозащитники приветствовали решение о ее освобождении, назвав его «свечой во мраке» и надеждой на религиозную свободу.
Но не удивляйтесь, если вы не увидите радующуюся обретенной свободе Биби на выходе из зала суда. Исламские фанатики уже взбунтовались в знак протеста, и из-за звучащих сегодня в ее адрес угроз эта женщина сразу после выхода из тюрьмы будет вынуждена навсегда покинуть Пакистан.
Надо сказать, что жаждущие крови Биби люди составляют лишь малую часть пакистанского общества. Это та самая наемная толпа, которая с готовностью сжигает американские флаги и протестует против непочтительных датских карикатуристов.
Но оскорблять эту толпу очень рискованно. А тем, кто считает, что достопочтенные пакистанские судьи именно так и поступили, в клочья разорвав закон о богохульстве, следует взглянуть на оговорки мелким шрифтом, которые свидетельствуют о том, что принятое решение отнюдь не является судьбоносным моментом в пакистанском праве.
Судьи восстановили обстоятельства этого дела, суть которого заключается в критических замечаниях Биби о пророке Мухаммеде во время ссоры с соседями-мусульманами из-за воды.
Но вместо того, чтобы сказать, что против нее вообще не следовало возбуждать дело, судьи обосновали свое решение неубедительностью свидетельских показаний. Согласно их заявлению, они не до конца уверены в том, что Биби действительно произнесла оскорбительные слова. То есть, они усомнились в качестве предъявленных обвинений, но не в самом уголовном процессе.
По этой причине общая юридическая картина не меняется, и вынесенное постановление не решает проблему, из-за которой Биби десять лет провела в камере смертников, пока ее дело ходило по судебным лабиринтам.
Надо сказать, что судьи проявили смелость, хотя Биби вышла на свободу благодаря техническим деталям. До вынесения вердикта радикально настроенные мусульмане предупреждали судей, что их будет ждать «ужасный конец», если они не осудят Биби. В Пакистане это отнюдь не пустая угроза.
В 2011 году были убиты либеральный губернатор Пенджаба Салман Тасир (Salman Taseer) и министр по делам меньшинств Шахбаз Бхатти (Shahbaz Bhatti), которые выступали в защиту Биби и призывали внести изменения в закон о богохульстве. Больше всего поражает то, что фанатики возвели расстрелявшего Тасира телохранителя в ранг великомученика, когда тот был приговорен к смертной казни. Надо сказать, что исламистская партия «Техрик-э-Лабайк Пакистан», уже выступившая с угрозами в адрес судей, была создана в честь этого убийцы.
В последние годы Пакистан пытается избавиться от репутации страны, ставшей прибежищем для воинствующего исламизма. Ситуация начала меняться в 2014 году после того, как доморощенные талибы осуществили серию массовых убийств. Но поскольку Запад занят войной против ИГИЛ (запрещено в России — прим. перев.), война самого Пакистана против террора остается в основном незамеченной. В прошлом году пакистанские военные отвезли меня в составе группы британских журналистов на север Вазиристана. Это труднодоступный горный район на границе с Афганистаном. Именно там «Аль-Каида» (запрещенная в России организация — прим. ред.) создавала свои террористические учебные центры, включая тот, в котором прошли подготовку экстремисты, устроившие взрывы в Лондоне 7 июля 2005 года. Но сегодня обстановка там в основном мирная и спокойная.
Однако военное сражение против экстремизма — это одно дело, а культурная битва — совсем другое. Как сказал мне недавно один знакомый Биби, христианин по вероисповеданию, проблема заключается в менталитете простых людей. «Обычно это молчаливое большинство, благодаря которому бескомпромиссные фанатики могут задавать тон, — сказал он. — А в таких местах, как деревня Биби, у простых людей такие умонастроения, что они считают необходимым убивать любого, кто скажет хоть что-нибудь против Мухаммеда».
Поэтому в ближайшее время изменений в законах о богохульстве ожидать не приходится. Раньше игравший в крикет, а ныне ставший премьером Имран Хан не внушает больших надежд. В ходе своей летней предвыборной кампании он цинично обхаживал радикально настроенных избирателей, обещая защищать законы о богохульстве. И хотя сторонники Хана отмечают, что он также обещал отстаивать права меньшинств, все дело может свестись к тому, у какого лобби больше влияния.
Специалист по Пакистану из организации «Хьюман Райтс Уотч» Минакши Гангулы (Meenakshi Ganguly) сказала мне: «Мы радуемся решению, принятому в отношении Биби, но реформа законодательства — это всегда вопрос политического капитала. Может ли в ближайшем будущем появиться новое дело Асии Биби? Такое вполне вероятно».
Хотя Биби отправляется за границу, чтобы начать новую жизнь, сотням других пакистанцев по-прежнему грозят обвинения в богохульстве. Очень часто это становится результатом споров и ссор между соседями типа той, из-за которой Биби едва не лишилась жизни. Может, ее дело и зажгло свечу религиозной толерантности в Пакистане, но горит эта свеча не очень ярко.