Самой яркой фигурой сербской эмиграции в России во времена Петра I был Савва Владиславич Рагузински или, как он упоминается в российской историографии Савва Рагузинский-Владиславич или просто граф Рагузинский.
Савва Рагузинский-Владиславич или граф Рагузинский или Иллирийский был сербским политиком, советником русского царя Петра I, дипломатом на службе у Российской империи, автором путевых заметок, полиглотом и великим благотворителем, покровительствовавшим монастырям.
«Мы любим гордиться знаменитыми предками, но ничего особенно не делаем для того, чтобы сохранять и передавать память о них. Мало кто из нас знает про графа Савву Рагузинского-Владиславича, уроженца Герцеговины из Ясеника-код-Гацка, который в конце XVII начале XVIII века был одним из самых видных сербов того времени», — сказал историк Срджан Граовац в начале дискуссии «Савва Рагузинский-Владиславич, создатель российской дипломатии и вдохновитель сербской национальной мысли», которая состоялась недавно в Клубе «Трибуна молодых» в Культурном центре Нови-Сада.
Помимо того, что Рагузинский выступал в качестве посредника при подписании Кяхтинского договора (о разграничении между Россией и Китаем), он сыграл важную роль в налаживании сербско-российский связей, которые в разных формах существовали еще со Средних веков и которые постоянно укреплялись со времен российского императора Петра Великого.
«Рагузинский покинул герцеговинские нагорья и приплыл в Россию в 1702 году. Ему удалось высоко подняться, заняв место советника российского императора Петра Великого. Он был одним из влиятельнейших людей в России первой половины XVIII века», — отметил Граовац.
Граф Владиславич, как только ему представлялась возможность, обращал внимание сильного государственника Петра Великого на положение сербов. Царю и влиятельной знати он рассказывал, что на Балканах в рабстве у турок живет сербский народ, которому нужно помочь военными и политическими средствами, а также в культурном отношении. По совету Саввы в начале XVIII века Петр I отправил в Сремски-Карловци первую грамматику и букварь.
В царском государственном архиве, благодаря влиянию и вмешательству Владиславича, начался сбор документов, касающихся сербов, под специальным названием «Сербские дела». Прежде архивные документы о сербах хранились как «Греческие дела» или даже «Турецкие дела».
«О незаслуженно забытой исторической фигуре Саввы Владиславича первым напомнил поэт Йован Дучич, непрямой потомок Саввы, который на протяжении многих лет собирал об этом великом и влиятельном сербе материалы и написал книгу под названием «Сербский дипломат при дворе Петра Великого и Екатерины Первой граф Савва Владиславич». Она была издана в 1942 году во время Второй мировой войны в Питсбурге в США, как рассказал организатор дискуссии.
Граф Савва Владиславич стал основателем российских разведывательных служб. С 1716 по 1722 год Владиславич представлял Россию в Риме, где занимался подготовкой конкордата между Россией и Ватиканом, помогал русским дворянам в Риме и закупал предметы искусства для летнего дворца Петра I в Санкт-Петербурге.
Близость Владиславича к Петру Великому и российскому царскому дому открыла перед сербами двери российских государственных и духовных институтов, где их радушно принимали, выслушивали и оказывали им помощь.
24 февраля 1725 года императрица Екатерина пожаловала ему графский титул. Последние годы жизни Владиславич, сломленный смертью трех своих дочерей, провел в Сибири, где получил право основать город Троицкосавск (ныне Кяхта). Там он построил храм, назвав его церковью Святого Саввы Сербского Неманича.
В 1738 году граф Савва Владиславич скончался в имении близ Санкт-Петербурга и был похоронен в царской усыпальнице в крипте в Благовещенской церкви.
Несколько лет назад в Герцеговине и в Сремски-Карловци ему поставили памятники.
Как заключил Граовац в конце дискуссии, Савве Владиславичу Рагузинскому и Сербия, и Россия многим обязаны.