Смерть антикоррупционной активистки на Украине поднимает тревогу из-за вспышки внутреннего насилия в окрестностях Евросоюза. 33-летняя Екатерина Гандзюк умерла в воскресенье, 4 ноября, через три месяца после совершенной на нее атаки. Она стала символом роста угрозы для гражданского общества и журналистов после того, как записала видео-обращение со своей больничной койки в сентябре.
По словам самой Гандзюк, в прошлом году еще около 40 человек подверглись нападениям. Виновные не были наказаны. Саму Гандзюк неизвестный мужчина облил серной кислотой. «Почему мы поощряем людей к общественному активизму, если не можем защитить их?» — говорила Гандзюк.
Вспышка насилия угрожает власти президента Петра Порошенко, который готовится к выборам в марте. Новости о коррупции на Украине поддерживали скептические настроения в ЕС относительно построения более тесных отношений с Киевом. В частности, они воздействовали на общественность во Франции, Германии и Нидерландах, хотя в целом Запад поддерживает Украину и симпатизирует ей за проведение реформ в трудные времена войны. Но информация об украинских коррупционерах замедлила принятие решений ЕС о выделении финансовой помощи и отмене виз для украинцев.
Теперь в политической жизни Евросоюза начинаются нестабильные времена. Пророссийское правительство в Италии угрожает заблокировать продление антироссийских экономических санкций ЕС в декабре. Но в это же время, украинский генпрокурор Юрий Луценко, который также является политическим союзником Порошенко, почти ничего не сделал для того, чтобы убедить друзей украинских реформ в том, что дело об убийстве Гандзюк будет раскрыто.
Более того, Луценко фактически обвинил саму активистку в нападении на нее, прокомментировав инцидент так: «Причина возникновения такой ситуации не только в росте уголовных преступлений и плохой работе правоохранительных органов, но и в атмосфере тотальной ненависти к власти, которую разжигают некоторые общественные активисты».