Официальные лица в Ташкенте утверждают, что обсуждение введения ограничительных мер в отношении импорта из Украины делается в ответ на угрозу со стороны Киева ввести ограничения на импорт на Украину узбекских автомобилей. Но также поговаривают, что раздувает конфликт Россия.
Депутаты узбекского парламента — который является по большей части символическим органом и позиции которого, как правило, совпадают с курсом исполнительной ветви — заговорили о необходимости обсуждения вопроса о введении запрета на импорт сахара и фармацевтических средств из Украины.
Торговый конфликт начался в начале октября, когда власти Украины начали расследование вопроса о том, предоставляет ли Узбекистан своим автопроизводителям субсидии и прочую помощь, давая им таким образом нечестное конкурентное преимущество. Расследование началось по ходатайству украинских автопроизводителей.
В последние несколько лет продажи узбекских автомобилей на Украине переживают бум. Согласно данным украинских властей за 2015-2017 годы, объем импорта транспортных средств из Узбекистана вырос на 760 процентов.
В заявлении украинских властей говорится, что узбекские машины дешевле автомобилей украинского производства. И это несмотря на введенные ранее меры по защите украинских производителей. В частности, в ноябре 2015 года Киев ввел пошлину в размере 12,12% на узбекские автомобили.
По словам посла Узбекистана на Украине Алишера Абдуалиева, заявления Киева беспочвенны.
«Здесь необходимо отметить, что доля узбекских легковых автомобилей, подобных производимым на Украине, составила всего лишь 0,35% в 2015 году, 0,22% в 2016 году и 0,87% в 2017 году. В 2017 году модель Ravon занял 10-е место по продажам. При таких объемах продаж непонятно, как Ravon мог нанести ущерб украинским автопроизводителям, — сказал посол новостному агентству «Интерфакс-Украина». — По моему наблюдению, это все является преднамеренной дискриминацией, точнее, вытеснение конкурента с рынка».
Члены узбекского парламента также выразили недовольство и указали на то, что сальдо торгового баланса между двумя странами склоняется сильно в пользу Украины.
«Объем импорта из Украины в Узбекистан более чем в три раза превышает экспорт наших товаров в эту страну», — приводит слова Эркина Халбутаева, члена фракции УзЛиДеП в нижней палате парламента Узбекистана, новостное агентство «УзА».
Другой член УзЛиДеП Расул Кушербаев намекнул на то, что Узбекистан может ограничить импорт украинского сахара.
«Среди стран-производителей идет активная борьба за получение доступа на внешние рынки. Одним из таких перспективных направлений является Узбекистан, — сказал Кушербаев. — При этом находятся страны-импортеры сахара на узбекский рынок, а именно Украина, которые пытаются ввести ограничительные меры в отношении нашего экспорта, несправедливо обвиняя нас в субсидировании отдельных секторов экономики».
То, что торговый конфликт разгорелся именно сейчас, представляется примечательным.
Россия 1 ноября ввела ряд финансово-экономических санкций в отношении Украины. Самым заметным шагом стала заморозка в России активов, принадлежащих представителям украинской элиты или связанным с ними лицам. Некоторым украинским компаниям также будет закрыт доступ к российскому рынку.
Как минимум один комментатор на Украине связал неожиданную враждебность Узбекистана по отношению к Украине со сближением Ташкента с Москвой.
«Страны, которые входили в Советский Союз, СНГ, являются военно-политическими союзниками России или экономически зависимыми — они находятся в фарватере этой страны», — сказал киевскому изданию «Обозреватель» политический комментатор и бывший советник украинского правительства Александр Хара.
«Санкции Кремля против Украины могут поддержать еще несколько республик бывшего СССР, в частности — страны Средней Азии», — говорится в статье.
Президент РФ Владимир Путин приезжал в Узбекистан с официальным визитом 18-19 октября, где подписал контрактов на 27 миллиардов долларов, тем самым продемонстрировав твердое намерение добиваться экономического сближения между Россией и Узбекистаном. Ухудшение торговых отношений с Украиной указывает на то, что вышеупомянутое сближение будет происходить за счет отношений с другими странами.