Наконец-то белорусский президент согласился на военную базу — так расценили воскресное заявление Александра Лукашенко некоторые российские СМИ и эксперты. Белорусские же аналитики считают, что размещать базу с войсками восточных соседей Лукашенко по-прежнему не хочет. И его обращение к полякам — это «крик души».
Встречаясь 4 ноября с жителями горпоселка Болбасово Оршанского района, Лукашенко заявил: «Я министру иностранных дел [Польши] сказал — он выступал у нас в Минске: мы с вами воевать не собираемся. Поэтому не надо создавать лишние базы. В противном случае мы с россиянами должны будем отвечать. Значит, мы будем вынуждены что-то размещать, чтобы вам противодействовать».
Весь этот хайп спровоцирован предложением, с которым польский президент Анджей Дуда обратился в сентябре к американскому коллеге Дональду Трампу, — разместить в Польше на постоянной основе бронетанковую дивизию США. Варшава хочет таким образом застраховаться от российской агрессии. Трамп пообещал серьезно изучить вопрос.
Авиабаза или «Искандеры»?
«Лукашенко долгое время всячески сопротивлялся созданию в стране российских военных объектов, однако желание Польши принять у себя американскую военную базу вынудило белорусского лидера передумать», — такой вывод сделало после заявления в Болбасове московское сетевое издание «Взгляд.Ру». Показателен сам заголовок этой публикации: «Какие военные силы России следует разместить в Белоруссии». То есть дело как бы в шляпе, остается утрясти частности.
В частности же, один из экспертов издания — главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко считает: наилучшим ответом «на агрессивные планы Варшавы и Вашингтона» было бы размещение «на одном из белорусских аэродромов полноценной российской авиабазы, находящейся, соответственно, под российской юрисдикцией, с группировкой новейших истребителей, оснащенных высокоточным оружием».
Другой комментатор — доктор военных наук Константин Сивков высказался за то, чтобы выдвинуть в Белоруссию оперативно-тактические комплексы (ОТРК) «Искандер». По мнению эксперта, это вообще может свести на нет планы создания «Форта Трамп», поскольку в Штатах вряд ли захотят ставить базу под удар ОТРК, ведь «там сидят не идиоты».
Для непосвященных подчеркну: речь идет не о том, чтобы вооружить «Искандерами» белорусскую армию, а о том, чтобы передислоцировать сюда российские части с таким оружием. В свое время белорусское руководство хотело усилить свои войска этими действительно грозными ОТРК, точно бьющими на сотни километров. Но поскольку апелляция к Москве осталась гласом вопиющего в пустыне, Лукашенко сделал ставку на сотрудничество с китайцами, которые помогли создать реактивную систему залпового огня «Полонез».
Ракетные комплексы — это дешево и сердито
От размещения же российской авиабазы белорусский президент в резкой форме отказался перед выборами 2015 года. Москва тогда прессинговала, об авиабазе в Барановичах или Бобруйске как о деле решенном твердили российские генералы, Лукашенко же на пике электоральной кампании было особенно важно показать, что никакая он не марионетка.
Так чего же ожидать сейчас — второго акта Марлезонского балета на тему авиабазы или иного варианта? Для Москвы было бы проще и эффективнее разместить «Искандеры», уверен белорусский военный эксперт Александр Алесин. «Авиабаза — слишком дорогой вариант. К тому же он потребует времени. Нужны месяцы, а может быть и годы, чтобы создать инфраструктуру», — пояснил Алесин в комментарии для Naviny.by.
Если же начать подготовку к размещению авиабазы превентивно, то это, по мнению аналитика, даст козыри полякам: мол, вы первые начали. «Иначе говоря, это провокационно, к тому же миротворческий имидж Белоруссии полностью растворяется», — добавил собеседник.
Российскую же войсковую часть с «Искандерами» уже по факту размещения дивизии США в Польше вполне реально перебросить в Белоруссию за сутки. «Плюс десять минут на подготовку к пуску — и можно сказать: вот, мы уже взяли вас на мушку»,- отметил Алесин.
«Захват Крыма начался с российской военно-морской базы»
Впрочем, для президента Белоруссии одинаково дискомфортен любой из подобных вариантов военного присутствия России, считают белорусские эксперты. Размещать военную базу Лукашенко «смертельно не хочет», потому что «этим усиливается его прицепка к России», говорит Алесин. Поэтому в Болбасове прозвучал эдакий «крик души», считает аналитик.
Если же официальный лидер уступит, то сам он и белорусское государство «утрачивают военную монополию на своей территории». Статус Лукашенко как президента и главнокомандующего вооруженными силами «как бы немножко теряется, ведь он не будет контролировать российских военных с их оружием на своей территории», поясняет аналитик.
«Это очень болезненно политически и психологически. Авторитарные режимы обостренно относятся к любым посягательствам на их власть. Тем более в таком чувствительном вопросе, как военный суверенитет. В конце концов, захват Крыма начался с российской военно-морской базы, и Лукашенко, думаю, хорошо это помнит», — говорит Карбалевич.
Отмечу: сегодня только ленивый не спекулирует на сценариях инкорпорации Белоруссии под тем или иным соусом. Мол, Путину нужна маленькая победоносная война для поднятия рейтинга или создание формально нового государства ради продления власти после 2024 года.
Можно спорить, насколько отлична от нуля вероятность таких шагов Кремля, но Лукашенко, судя по ряду его высказываний последних месяцев, воспринимает угрозу суверенитету (читай: своей власти) вполне серьезно.
Впрочем, даже если игнорировать такие страшилки, то, как отметил Карбалевич, появится риск другого рода. Эксперт рисует гипотетический сценарий. Белоруссия — страна относительно небольшая, российский военный самолет, поднявшись с базы на нашей территории, может нарушить воздушное пространство натовского государства, его собьют (как в 2015-м турки сбили российский Су-24, а сирийцы недавно — Ил-20) — и пошло-поехало… Таким образом, повышается риск, что Белоруссия «даже случайно может быть втянута в чужой конфликт», резюмировал Карбалевич. А если еще появится и ядерное оружие…
Обратим внимание и на такой момент: по мнению российского эксперта Коротченко, у военной базы его страны в Белоруссии должен быть экстерриториальный статус. Это означает, по мнению некоторых аналитиков, что при резком обострении конфликта с Западом россияне могут, не спрашивая согласия Минска, завезти на базу и ядерные заряды. К слову, ими могут оснащаться и многофункциональные истребители Су-27СМ3, которые Москва планировала поставить на аэродроме в Бобруйске, и те же «Искандеры».
И такое развитие сюжета выглядит совсем уж не смешно. В марте 2016 года НИСЭПИ задавал белорусам вопрос, как они относятся к предложению Москвы, чтобы в Белоруссии была размещена российская военная авиабаза. Положительно отнеслись 22%, безразлично — 29%, отрицательно — 43%.
Можно предположить, что с тех пор расклад настроений не сильно изменился. А если задать вопрос о вероятном возвращении ядерного оружия, то противников, смею предположить, окажется еще больше. Белоруссия была напичкана таким оружием в советское время, и, соответственно, многие точки на нашей территории находились под прицелом американских ракет. Вообще белорусское «абы не было вайны» — притча во языцех.
Лукашенко далеко не во всех вопросах ориентируется на преобладающий настрой электората, но в этом случае пацифизм массы обывателей и личный политический интерес бессменного президента — в одном русле. Российские же СМИ, рисуя дело так, что Лукашенко якобы уже сдался и согласился на базу, пока выдают желаемое за действительное.