В России заявили, что серьезно думают над размещением на Кубе военной базы. Москва и Гавана, которые во времена холодной войны были союзниками, готовят переговоры на высшем уровне в то время, как США угрожает выйти из соглашения о сокращении ядерных арсеналов от 1987 года.
Генерал-полковник Владимир Шаманов, который в прошлом командовал российскими десантными войсками, а теперь возглавляет парламентский комитет по вопросам обороны, стал одним из последних, кто объявил о серьезных последствиях расторжения договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, которую подписали когда-то лидеры США и СССР.
Вашингтон и Москва обменялись обвинениями в нарушении старых договоренностей. А президент Дональд Трамп объявил о намерении положить им конец, расчистив путь для новой гонки ядерных и обычных вооружений в условиях чрезвычайной напряженности в отношениях.
Это заявление российского чиновника прозвучало на фоне подготовки к встрече Владимира Путина с новым президентом Кубы Мигелем Диазом-Канелем. Политики в Москве не исключают возможности создания российской военной базы на территории карибской страны. За согласие Гавана получит 50 миллионов долларов кредита на покупку вооружения. Диаз-Канель, который в апреле на Национальном собрании заменил на посту президента Кубы 86-летнего Рауля Кастро, после России посетит еще четыре коммунистические страны: Китай, КНДР, Вьетнам и Лаос.
Намерение СССР в 1962 году разместить свои ракеты на Кубе привело к Карибскому ядерному кризису, который поставил Москву и Вашингтон на грань ядерной войны. Тогда конфликт удалось уладить благодаря тому, что США согласились вывести свои ракеты из Турции, а СССР отказался от планов по развертыванию оружия на Кубе. Сам «остров свободы» оставался под американским эмбарго вплоть до 2014 года, когда президент Барак Обама решил перезапустить двусторонние отношения. Однако, администрация Дональда Трампа перечеркнула все усилия в этом направлении.
На фоне новостей о намерении Вашингтона выйти из договора о сокращении ракет средней и меньшей дальности от 1987 года, Шаманов на прошлой неделе заявил: «Если мы не остановимся, не сядем и не начнем переговоры, мы в долгосрочной перспективе можем дойти до положения, которое можно будет сравнить с Карибским кризисом». О повторении ядерного кризиса 1960-х годов говорил также экс-лидер СССР Михаил Горбачев.