Совместные заседания Совета министров иностранных дел СНГ (СМИД), Совета министров обороны (СМО), Комитета секретарей советов безопасности (КССБ) и саммит Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), которые прошли в Астане, стали новой площадкой, на которой представители Армении вновь озвучили требования по урегулированию карабахского конфликта.
Так, исполняющий обязанности министра иностранных дел Армении Зограб Мнацаканян заявил, что «решающий голос» в переговорном процессе у Нагорного Карабаха. А это, по сути, заводит в тупик весь переговорный процесс по Карабаху. Что же происходит и чего ждать? На вопросы haqqin.az ответил известный немецкий политолог Александр Рар.
Haqqin: Получается, что Армения не согласна с минским форматом переговоров, настаивая на участии в процессе представителей «НКР» и при этом отрицая какую-либо возможность присоединения к переговорам азербайджанской общины Карабаха? Это тупик? Что может последовать дальше?
Александр Рар: Это просто заявление армянского политика, на которое не последовало реакции. Но если Армения в одностороннем порядке попытается перейти за установленные до этого рамки, то тогда действительно, как вы сказали, можно будет говорить о тупике. Бывает такое, когда кто-то хочет решить конфликт каким-то рывком, «новшеством». Но надо понимать, что все конфликты на постсоветском крайне сложны, и даже посредники не всегда способны помочь. Тот же карабахский конфликт, к сожалению, длится уже 30 лет.
— Но если ситуация заходит в тупик, то, возможно, реальнее становится вариант силового решения? Хочу напомнить, что с однозначным заявлением о необходимости участия «НКР» в переговорном процессе выступал и нынешний руководитель Армении Никол Пашинян…
— У Армении сейчас, как я вижу со стороны, при новом правительстве появляются возможности найти новые формы сближения с Западом. Мы наблюдаем попытку активизации Европейского Союза на постсоветском пространстве. А заявление армянского министра (по Карабаху — прим. ред.) никак не вписывается в западные условия. ЕС и Запад в целом не хотят силовых решений, все должно идти в тех рамках, в которых и раньше проходили переговоры.
Так что я не думаю, что Армения изменит резко свой курс в переговорном процессе.
— Вы не видите вероятности начала боевых действий, ведь даже армянские эксперты не исключают обострения на линии соприкосновения весной следующего года?..
— Если в Армении не будет какого-то (очередного — прим. ред.) переворота, то Ереван все больше будет вовлекаться в орбиту Запада. А Запад против обострения в зоне карабахского конфликта.
— То есть Запад приведет в чувство новое руководство Армении и заставит отказаться от необдуманных заявлений по Карабаху?
— Да, Запад может выступить против таких односторонних действий Армении.