И вновь с неизбежной цикличностью ракеты летят по населенным пунктам израильского юга, жители приграничных городов и поселков прячутся в убежищах, система «Железный купол» сбивает все, что в ее силах, самолеты израильских ВВС наносят удары по объектам в секторе, в министерстве обороны в Тель-Авиве проходит экстренное совещание, на котором должно быть принято драматическое решение, с обеих сторон раздаются лишенные смысла угрозы, множатся сообщения об убитых и раненных. Как и всегда, нынешнюю эскалацию пытаются объяснить некоей конкретной причиной — на сей раз речь идет о неудавшейся операции ЦАХАЛ в Хан-Юнисе, в ходе которой погиб израильский офицер.
Этот порочный круг насилия и разрушений следует немедленно остановить. Остановить это можно не пустыми угрозами «разрушить Газу» и уж точно не заявлениями, подобными тому, что сделал Нетаньяху в Париже («Нет политического решения проблемы Газы, как нет политического решения проблемы ИГИЛ (запрещенная в России организация — прим. ред.)»). Нетаньяху прекрасно знает, что ХАМАС — не ИГИЛ. Иначе он не вел бы с ним закулисные переговоры с целью достичь перемирия. Но что не менее важно: премьер-министр Израиля не может относиться к двум миллионам жителей Газы, живущим в тяжелых гуманитарных условиях, как к террористам. Это безответственный подход.
Нетаньяху прекрасно понимает, что противостояние с Газой возникло не в вакууме. Оно порождено глубоким отчаянием, бедственным экономическим положением и отсутствием надежд на будущее. Решение проблемы — не военное, а политическое. Жители Газы нуждаются в источниках заработка, в электричестве для больниц, в горючем для автомобильных двигателей, в инвестициях, в быстром восстановлении инфраструктуры. Кроме гуманитарных соображений, все это прежде всего стратегический интерес самого Израиля. Иначе не будет спокойствия на юге страны.
Но до тех пор, пока план восстановления сектора зависит от ряда сложных обстоятельств, Израиль обязан проявлять сдержанность и не ввязываться в очередную бессмысленную военную операцию, которая принесет ущерб обеим сторонам.