11 ноября в непризнанных Донецкой и Луганской Народных Республиках состоялись «выборы» лидеров этих образований и так называемых Народных советов (парламентов). Согласно данным, которые обнародовали местные власти, в ДНР явка составила 80,1%, а в ЛНР — 77%. Победу одержали кандидаты, исполняющие сейчас обязанности лидеров республик, а также политические группировки, которыми они руководят. В Донецке победил Денис Пушилин (как сообщается, он получил 60,85% голосов), в Луганске — Леонид Пасечник (68,3%). На парламентских выборах в ДНР первое место заняла партия «Донецкая республика» (72,5% голосов), в ЛНР — движение «Мир на Луганщине» (74,12%). Киевские власти назвали выборы незаконными и заявили о намерении привлечь их организаторов к ответственности. Голосование подвергли критике также ЕС и США, которые сочли, что оно противоречило достигнутым в Минске договоренностям. Москва объясняла, что выборы были необходимы для того, чтобы новое руководство республик получило мандат для принятия ключевых решений в сфере социальной политики и безопасности.
Комментарий
Как и ожидалось, победу на выборах одержали прежние лидеры ДНР и ЛНР, а также находящиеся под их управлением политические силы. К выборам не допустили потенциальных конкурентов руководителей республик, в частности, Александра Ходаковского, Павла Губарева и Андрея Пургина (их заставили отказаться от выставления кандидатуры или обвинили в нарушении избирательного законодательства). Голосование сопровождалось запугиванием местного населения и проводилось без какого-либо контроля со стороны международных организаций. Совершенно недостоверными выглядят данные о высокой явке в обеих республиках. Во-первых, сложно установить, каково было реальное количество потенциальных избирателей, во-вторых, избирательных комиссий было слишком мало, чтобы принять то количество голосующих, о котором было заявлено. Прочие процедуры проведения и организации выборов также не соответствовали демократическим стандартам (кандидаты не имели равного доступа к СМИ, на избирательных участках присутствовали вооруженные люди).
Цель выборов в ДНР и ЛНР состояла в первую очередь в том, чтобы легитимизировать их лидеров и завершить процесс передачи власти в пользующихся поддержкой Москвы непризнанных государствах. В течение прошлого года руководство успело смениться в обеих республиках. В ЛНР в ноябре 2017 года произошел путч, в итоге место Игоря Плотницкого занял Леонид Пасечник, в свою очередь, глава ДНР Александр Захарченко погиб в августе 2018 года в результате покушения. Параллельно Москва продолжает усиливать контроль над республиками: в вооруженных силах сепаратистов проведена реорганизация (некоторые подразделения, в том числе так называемая гвардия Захарченко, расформировали), усилен надзор за средствами, которые россияне выделяют на функционирование непризнанных государств.
Проведенное голосование идет вразрез с Минскими соглашениями 2015 года, нацеленными на урегулирование вооруженного конфликта в восточных областях Украины (предполагалось, что выборы будут проведены на основе украинского законодательства). После такого демонстративного нарушения договоренностей россиянам будет сложнее склонить международное сообщество признать сепаратистов полноправными участниками переговоров на тему Донбасса.
Проведение выборов на фоне решительной критики Запада призвано при этом продемонстрировать миру, что Москва настроена решительно и не собирается менять тактику: она не оставит попыток вынудить Киев в одностороннем порядке претворить в жизнь политические пункты Минских соглашений (в первую очередь речь идет о децентрализации государства). Одновременно голосование выступает элементом давления на Украину накануне запланированных на 2019 год президентских и парламентских выборов. Таким образом Москва стремится продемонстрировать, что украинская политика в отношении Донбасса неэффективна.
До парламентских выборов на Украине Кремль вряд ли изменит свою стратегию, ведь он надеется, что новые украинские власти будут готовы идти на компромиссы. Россия полагает, что когда на Украине произойдут политические перестановки, ей станет легче склонить Киев пойти на прямые переговоры с лидерами ДНР и ЛНР, которые в меньшей степени, чем их предшественники запятнаны участием в боевых действиях в Донбассе.