На сегодняшний день тактика российской стороны сводится к усилению влияния на Украину в контексте президентских и парламентских выборов. В большей степени — даже парламентских. Потому что после президентских выборов с большей степенью уверенности можно предполагать, что, условно, новый президент будет сторонником и продолжателем европейского и евроатлантического курса, поэтому, наверное, Россия ориентируется на парламентские выборы в контексте реванша неких пророссийских сил, которые будут активно идти в парламент с пророссийскими лозунгами. Следовательно, сегодня для России это наиболее акцентируемый и важный момент их политики в отношении Украины. И весьма очевидно, что до парламентских выборов в Украине — это осень 2019 года, вряд ли стоит рассчитывать на радикальные перемены в «нормандском формате», в минском переговорном процессе и в целом по ситуации на Донбассе.
Если в общих чертах, российская позиция сводится к удержанию ситуации в формате: ни войны, ни мира, категорическому нежеланию обсуждать тему Крыма и ориентации на избирательную кампанию на Украине. Это три ключевых момента.
Мы должны с осторожным оптимизмом относиться к продвижению темы миротворцев на Донбассе, хотя это на сегодняшний день является безальтернативным вариантом мирного урегулирования конфликта. Там сталкивается две позиции — российская и западная, сторонников Украины, относительно характера, формата и масштаба мандата этой миссии. Это достаточно сложный процесс, красные линии которого Украина переступать не будет. Речь идет о том, чтобы миссия носила формат временной международной администрации, такой формат используется в международных миссиях. Эта миссия должна действовать на всей территории Украины, и контролировать украинско-российскую границу. Она должна включать три компонента: военные, полицейские и гражданские, и должна возглавляться представителем ООН.
Этот процесс достаточно сложный и длительный, даже если мы представим на минуточку, что Совбез ООН уже принял решение, и мандат уже есть, то все равно по меньшей мере пройдет месяцев пять-шесть перед тем, как на территорию Украины вступит передовая миссия миротворцев ООН, и будет оборудована штаб-квартира, и начнется развертывание миротворческих сил. Это достаточно сложный процесс, который связан со многими составляющими. В том числе — это создание плана операций, разработка бюджета, финансирование через Генассамблею ООН. Определение контингента участвующих сторон — тоже не простой вопрос, учитывая позицию России и Украины, и много других спорных моментов, которые уже необходимо будет решать в процессе реализации этой идеи.