В последние годы рубль пережил целый ряд глубоких падений или резких скачков курса. Никто не считает, сколько компаний разорилось из-за скачков и девальвации. Согласно опросам, 30% руководителей малых и средних компаний считают укрепление рубля жизненно важным условием сохранения бизнеса, а 41% — считают главным врагом изменчивость рубля, а не его падение.
Никто не может гарантировать, что новых витков обесценивания рубля не произойдет в ближайшее время. Прогнозы экономистов полны неопределенности. А в тех из них, где есть ясность, она говорит не в пользу национальной валюты.
Как падал рубль
Курс рубля никогда не был стабильным, но последние 10 лет национальная валюта обрушалась несколько раз, что приводило к катастрофическим последствиям для бизнеса. За полгода, с августа 2008 года по февраль 2009-го, рубль, по данным ЦБ, упал в два раза относительно доллара — с 23 рублей до 36 рублей. Второе падение началось в 2014 году из-за снижения цен на нефть, а также санкций со стороны США и Евросоюза.
Новые пики падения российской валюты пришлись на август 2015 года — 70 рублей за доллар, и январь 2016-го — 83,6. Затем началось небольшое укрепление, затем снова падение. Во втором полугодии 2018 года ослабление рубля произошло «под воздействием снижения спроса на активы стран с формирующимися рынками, а также усиления санкционной риторики в отношении России», говорится в докладе Банка России. И только высокие цены на нефть несколько сдерживают ослабление, признают в ЦБ.
Кто пострадал от валютных колебаний
Экспортеры выигрывают от падения национальной валюты (так как для заграничных покупателей снижается долларовая стоимость их товаров), импортеры — проигрывают. Но, так или иначе, изменчивость рубля негативно влияет на весь малый и средний бизнес России — если не напрямую, то косвенно, и вне зависимости от того, экспортируют они или импортируют, говорят эксперты.
«Валютные колебания затронули все без исключения предприятия малого и среднего бизнеса (МСБ), если не напрямую, то косвенно через изменение условий кредитования и разгон инфляции, — сказал Eurasianet.org Виталий Байрашев, консультант экспертно-консультационного центра Института госзакупок. — В особенности постоянные изменения курса валют ощутили те, кто импортирует продукцию или компоненты для ее изготовления из-за рубежа, экспортирует продукцию за рубеж, либо работает с продукцией, торгуемой на бирже — лес, металлы, отдельные виды продуктов питания и прочее».
Есть также отрасли, особенно сильно чувствительные к курсу рубля. Например, девальвация ударила по рынку туристических услуг, на котором работают в основном малые и средние компании. «Рынку пришлось трансформироваться и сделать акцент на развитии продаж туров по России, — рассказал Eurasianet.org Алексей Ципордей, генеральный директор сети туристических компания «Вита Трэвел» (Челябинск). — Тем, кто не захотел меняться и у кого продажи «заграницы» составляли 70% и более, пришлось ужаться в размерах бизнеса или совсем закрыться».
Непредсказуемые колебания вредят долгосрочному сотрудничеству небольшого бизнеса с крупными компаниями и госструктурами, в том числе в рамках госзаказа. «Особенно трудным пришелся период конца 2014 начала 2015 года, когда многие предприятия МСБ были вынуждены терпеть убытки, исполняя длительные контракты с госкомпаниями, где цена была зафиксирована в рублях без возможности корректировки, — поясняет Виталий Байрашев. — Было сорвано немало госзакупок и исполнявшихся контрактов, ведь заказчики, тратившие бюджетные средства, не могли изменить условия контракта».
Изменчивость курса страшнее девальвации
По данным бизнес-омбудсмена Бориса Титова, курс рубля входит в топ-10 факторов, оказывающих сдерживающее воздействие на бизнес. Согласно опросу, проведенному ВЦИОМ в мае 2018 года, бывший тот момент курс рубля был выгоден только 4% компаний МСБ.
Кроме того, 30% опрошенных заявили, что для сохранения бизнеса необходимо укрепление рубля, а 41% бизнесменов придерживаются мнения, что негативное влияние на бизнес оказывает не столько курс рубля, сколько его непредсказуемые колебания.
«Тяжелее всего бизнесу работать при непредсказуемой волатильности курса, — подтверждает Алексей Ципордей из «ВИТА Трэвел», — так как невозможно адекватно заложить риски в цену [на товар или услугу]. Если с рисками «переборщишь», то можно проиграть конкурентную борьбу за клиента, если риски заложить недостаточно, то можно взять на себя обязательства и затем работать в убыток».
Будущее неясно
Эксперты и бизнес ждут от рубля чего угодно, только не постоянства. В большинстве оценок говорится о непредсказуемости национальной валюты.
«Для текущих условий, когда мировые индексы продолжают практически ежедневно переписывать локальные минимумы и переживают повышенную волатильность, рубль выглядит сравнительно устойчивым, — считает ведущий аналитик брокерской компании FxPro Александр Купцикевич. — Тем не менее, не стоит приписывать рублю какие-то особые качества… Рубль зачастую долго сохраняет устойчивость, а потом резкими прыжками догоняет глобальный тренд».
Согласно его наблюдениям, ноябрь и декабрь оказываются самими неблагоприятными месяцами для рубля. «И пока мы ждем повышения НДС и эффекта от ужесточения политики ЦБ вместе с ухудшением на глобальных рынках, вряд ли стоит рассчитывать на рост российской валюты», — говорит он.
Долгосрочные прогнозы еще более тревожные. Эксперты Института Гайдара и РАНХиГС, несмотря на умеренные прогнозы Минэкономразвития (при которых падение цен на нефть с 75-80 до 53,5 доллара за баррель в 2019-2024 годах не приведет к ослаблению рубля), считают, что вероятность ослабления рубля все же очень высока.
«При предполагаемом снижении цен на нефть на 25% от текущего уровня, продолжении действия бюджетного правила… [предполагающего закупку валюты для госфондов] и [при] сохранении внешних санкций риск более быстрого падения курса рубля, выход его на уровень 80-90 рублей за доллар… очень высок», — говорится в исследовании.
«Прогнозировать очень сложно, так как сейчас курс рубля больше зависит от политики, а не от экономики, — считает Алексей Ципордей. — Если рассматривать малый бизнес, то он гораздо мобильнее и ему легче подстроится под изменение валют. Больше всего проблем будет доставаться среднему бизнесу. Часто он бывает уже не настолько поворотлив и быстр для изменений, как малый, но при этом внимания государства и финансовых возможностей как у крупного бизнеса еще нет».