«То, что я встречаюсь с Трампом, еще не означает, что США изменят свою позицию по Косово, и точно так же ее не изменит заявление Трампа, что сербы — великий народ», — этими словами Александр Вучич прокомментировал встречу Хашима Тачи с Владимиром Путиным, которая состоялась два дня тому назад в Париже. Некоторые представители сербской общественности сочли, что эта встреча может сигнализировать об изменении курса самого надежного сербского союзника в отношении Косово и Метохии. Президент Сербии высказался откровенно: «Сколько бы Тачи ни гонялся за Путиным, он получит поддержку только в том, с чем согласится Сербия».
Практически то же Путин сказал Тачи, как сам президент временных органов в Приштине огласил (с немалым удовольствием) в социальных сетях. «В центре нашей беседы был диалог о нормализации отношений между Косово и Сербией и согласование всеобъемлющего юридически обязательного договора. По этому вопросу президент Путин высказался ясно: „Если вы (Косово и Сербия) придете к мирной договоренности, Россия ее поддержит"», — написал Тачи.
Кремль пока не прокомментировал эту встречу, но в понедельник посол России в Сербии Александр Чепурин заявил, что позиция России остается неизменной. «Все шаги на пути решения косовской проблемы должны соответствовать резолюции 1244 Совета безопасности ООН. Позиция России остается неизменной», — написал Чепурин в «Твиттере».
Тачи утверждает, что во время встречи в Париже Путин сказал ему, что они «не друзья и не враги», Путин якобы отметил, что «изменение российского мнения относительно Косово — вопрос щекотливый». После возвращения из Франции Тачи дал интервью изданию «Клан Косова», в котором заявил, что «Косово на международной арене не хватало встречи с Путиным». «Это была первая встреча между Косово и Россией на институциональном уровне. Я думаю, это шаг вперед в отношениях с Россией», — сказал Тачи, добавив, что не говорил с Путиным о «конкретных вещах и деталях».
В связи с заявлениями Тачи об этой встрече Вучич отметил, беседуя с журналистами, что это дело России и Приштины. «Не нам судить, как поступит такая держава, как Россия, и не мне — причитать об этом», — сказал Вучич, который убежден, что Россия не изменит позицию и останется, как и прежде, на стороне Сербии. «Я не думаю, что Путину всегда легко, учитывая, что Евросоюз де-факто поддерживает независимость Косово и что мы стоим на европейском пути. Ему нелегко. Фотографии нас не обрадовали, но в политике нет любви — есть только интересы», — заявил Вучич, отметив, что Россия — наш друг и с ней мы поддерживаем хорошие отношения, которые в будущем станут еще лучше. Вучич также напомнил, что Владимир Путин приедет в Сербию с визитом в январе следующего года, а в Приштину он не поедет никогда. Вучич добавил, что в декабре в Сербию прибудет президент Франции Эммануэль Макрон, который, по словам сербского лидера, тоже не нанесет визита в Приштину.
Возможно, президент Франции и не поедет в Приштину, но он уже достаточно сделал для Тачи и Косово. В Париже, как отмечает дипломат Сречко Джукич, были созданы все условия для того, чтобы Тачи встретился с Путиным. «Встреча была хорошо спланированным и продуманным действием Приштины, которой помогли ее западные партнеры, включая хозяина — лидера Франции Макрона. Все говорило о том, что он хочет помочь Косово и Тачи и дать ему шанс пообщаться с теми, с кем до сих пор у него не было возможности побеседовать», — говорит Джукич, отмечая, что у Путина, разумеется, не было причин избегать Тачи. Ясно, что и Путин, как опытный политик, был готов переговорить с Тачи в удобной сложившейся обстановке в течение трех — пяти минут, добавляет дипломат.
Аналитик Драгомир Анджелкович, напротив, уверен, что эта встреча состоялась случайно, хотя теперь Тачи придает ей большое значение, поскольку это его первая встреча с президентом России. По мнению Анджелковича, Тачи нечему особенно радоваться, как нам не о чем особенно печалиться. «Важно, что Путин повторил Тачи то же самое, что сказал Вучичу: для России приемлема любая договоренность между Белградом и Приштиной. Иными словами, ясно, что Москва будет на нашей стороне, поддержит Сербию и не станет препятствовать договору Белграда и Приштины», — подчеркивает Анджелкович.
Может ли эта встреча свидетельствовать об активизации России в косовском переговорном процессе? И Анджелкович, и Джукич напоминают, что несколько месяцев назад Россия выразила готовность включиться в переговорный процесс, разумеется, если все стороны в этом заинтересованы. «Возможно, мы наблюдаем определенную разрядку обстановки, и Россия включится в процесс на финальном этапе вместе с Америкой. Ведь без России и Америки договор невозможен», — заявляет Анджелкович.
Путин согласился на фотографии, рукопожатия и разговор с Тачи на полях торжества в Париже, что, по мнению Сречко Джукича, подтверждает: Москва может стать активным участником решения косовского вопроса. «Каждый раз, когда возникали трудности при решении каких-то вопросов на территории бывшей Югославии, связанных с сербским фактором, Россия приходила на помощь как нам, так и Западу, чтобы решение было найдено и чтобы его закрепили документально, — говорит Джукич, ссылаясь на свои беседы с российскими дипломатами-переговорщиками. — Запад часто призывал их со словами: „Включитесь, чтобы мы решили проблему; мы не можем до конца все урегулировать с вашими православными и славянами"».
Британский журналист и аналитик Тим Джуда написал для агентства «Бета», что встреча в Париже сигнализирует: Путин поддержит идею об обмене территориями. «Если бы он был против, то четко заявил бы об этом, как немецкий канцлер Ангела Меркель. Но он сказал, что поддержит все, о чем договорятся Белград и Приштина. А это самая суть того, о чем сейчас идет речь», — написал Джуда. По мнению британского аналитика, посыл беседы между Путиным и Тачи, адресованный Вучичу, был таким: «Продолжай».
Однако кое-кто из приштинских политиков не поддерживает идею о разграничении и не рад фотографиям Тачи с Путиным. Основатель «Самоопределения» Албин Курти сказал, что Тачи с Путиным может беседовать только о возможном предоставлении ему убежища в России. Джукич, напротив, полагает, что эта встреча, несмотря на нападки политических соперников, укрепила позицию Тачи, поскольку подтвердила поддержку и доверие к нему со стороны международного сообщества.