На этой неделе председатель КНР Си Цзиньпин и президент России Владимир Путин используют отсутствие президента Трампа на двух важных саммитах в своих интересах. Путин встретился с лидерами Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) в Сингапуре, а Си примет участие в саммите Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) в Папуа-Новой Гвинее.
В Азии, где экономика является стратегией, Си и Путин не только присутствуют на саммитах, но и претендуют на роль лидеров, активно претворяющих в жизнь новый подход к глобализации.
Проблема не в том, что Америка не знает об этой угрозе, а в том, что у нее нет последовательной стратегии противодействия ей. «Москва и Пекин разделяют общую заинтересованность в ослаблении глобального влияния США и активно сотрудничают в этом направлении», — сделало вывод Разведывательное управление министерства обороны США в своем докладе 2017 года. Но суммарное воздействие американских санкций, введенных против России, и импортных пошлин, введенных в отношении Китая, может ненароком ускорить возникновение той самой угрозы, которой Вашингтон стремится избежать — антизападного авторитарного партнерства между крупнейшей в мире ядерной державой и второй по величине экономикой.
Этого кошмара пока еще можно избежать. К счастью, в китайско-российском партнерстве все еще есть нечто искусственное, и это партнерство скорее поддерживается лидерами на высоком уровне, чем развитием событий и согласованными действиями на местах. После каждого раунда церемониальных подписаний документов и обещаний партнерства Китай все равно превосходит Россию в экономическом и демографическом плане. Учитывая, что Россия за свою долгую историю пережила многократные вторжения на свою территорию, ее паранойя в отношении иностранных держав, приближающихся к ее границам, в одночасье не исчезнет.
Однако следует убедить российских политиков в необходимости воспринимать экономическую мощь Китая столь же серьезно, как и военную мощь Запада. Путь к достижению грандиозных амбиций Китая проходит через Россию и соседние с нею страны, однако его инвестиции и инфраструктурные проекты пока еще не вызывают тревогу в Москве. Россия является сторожем, охраняющим ворота, через которые Китай намерен по суше продвигаться на запад, но у Си сейчас находятся ключи от этих ворот — в виде инвестиций и уважения, которых жаждет Путин, экономически и дипломатически изолированный от Запада.
Вашингтон должен показать риски, связанные с реализацией китайского проекта «Один пояс — один путь» на заднем дворе России. Три из восьми стран, в отношении которых существует самый высокий риск возникновения долговых проблем в связи с получением кредитов от Китая, являются близкими соседями России — Таджикистан, Киргизия и Монголия. Китай может использовать в своих интересах слабость малых экономик, которые берут большие кредиты, как это было в 2011 году, когда он списал Таджикистану часть долга в обмен на спорную территорию. По мере увеличения зоны экономического присутствия и влияния Китая неизбежно будет расширяться и зона его присутствия с целью обеспечения безопасности. То, что в Ваханском коридоре в Афганистане обнаружены китайские транспортные средства военного назначения и строительные объекты, дает основание предположить, что эта экспансия уже происходит.
Чтобы лишить смысла риторику Си и Путина о глобализации, следует обновить торговую политику Трампа. Вчера был подписан меморандум о взаимопонимании в целях активизации торговли между АСЕАН и ЕАЭС. Китай поддерживает Всестороннее региональное экономическое партнерство (ВРЭП) — региональное соглашение, которое окрепло, когда Трамп вышел из Транстихоокеанского партнерства, объединявшего 12 стран. Легче сказать, чем сделать, но Соединенным Штатам срочно необходимо вернуться к этому вопросу, предложив региональные альтернативы, а не двусторонние ультиматумы.
Наконец, пригодилось бы немного старомодной дипломатии, которая может творить чудеса. На данный момент у США нет необходимости выбирать между Россией и Китаем, как в случае с президентом Ричардом Никсоном более 40 лет назад. Было бы разумнее взаимодействовать избирательно с обеими сторонами, смягчая риторику в духе «с нами или против нас» и отмечая сферы, в которых сотрудничество уже сложилось. Прежде чем машинально и необдуманно одобрять следующий раунд санкций, американские политики должны тщательно оценить их долгосрочные последствия. Эти санкции, например, могут спровоцировать создание альтернативных платежных систем, нанести ущерб доллару и подтолкнуть конкурентов США к сближению друг с другом.
Проявляя сдержанность и терпение, США могли бы вернуть себе роль естественного клина между Россией и Китаем. По крайней мере, Америка не должна стать мостом, который их объединяет.