Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В конце прошлого месяца муфтий Сирии Ахмад Бадреддин Хассун совершил визит в Россию, и его поведение вызвало гнев у российских мусульман, пишет «Аль-Мудун». Сириец с сарказмом и критикой отнесся к их подходу к некоторым религиозным предприсаниям. Например, муфтий раскритиковал халяльные супермаркеты и идею исламского банкинга. Между тем в самой Сирии религия меняет свой статус.

В конце прошлого месяца муфтий Сирии Ахмад Бадреддин Хассун совершил визит в Россию, во время которого вызвал гнев религиозных лидеров российских мусульман. В частности, он с сарказмом и критикой отнесся к их подходу к некоторым религиозным предприсаниям. После поездки в Татарстан, где он посетил халяльный супермаркет, в котором продаются продовольственные и другие товары, муфтий выступил на встрече со студентами Российского университета дружбы народов и подверг резкой критике идею таких магазинов. По его словам, такие магазины как будто говорят мусульманину, что весь российский народ употребляют греховные продукты, в то время как только он ест халяльную пищу.

Отделение независимой газеты «Коммерсантъ» в городе Казань, столице Татарстана, сообщило, что сирийский муфтий, увидев в одном из таких магазинов рыбу с маркировкой «халяль», заявил, что такого товара существовать не может, поскольку рыбу ловят, а не закалывают. Упомянув об исламских запретах на спиртные напитки, свинину и мясо животного, умершего своей смертью, он саркастически отметил: «Скоро, наверное, мы увидим и халяльный виноград, и апельсины, которые мы едим».

Сирийский муфтий не ограничился высмеиванием татарских «халяльных» магазинов и интерпретации понятия «халяль» среди российских мусульман. Он также коснулся темы исламских банков и заявил, что выступает против них, поскольку они могут разделить общество и привести к войне. По его словам, цель создания исламского банкинга — расколоть общество, и сама идея становится аргументом в пользу ненависти к другим и убийства. Нападки муфтия Хассуна на исламские банки прозвучали в тот самый момент, когда президент Татарстана Рустам Минниханов получил награду Центра развития исламской экономики Дубая, которую ему вручил наследный принц Дубая за его достижения в области развития исламской экономики.

Критика муфтия Хассуна вызвала недовольство исламских богословов в Татарстане, и они ответили: «Халяль — не тема для шуток и сарказма. В нашей стране такие шутки могут даже оскорбить мусульман». Верховный муфтий республики Камиль Самигуллин заявил, что российские мусульмане живут в условиях, совершенно отличных от тех, в которых живут сирийцы.

Критика муфтия в адрес магазинов халяльной продукции и исламских банков не только вызвала недовольство духовного руководства российских мусульман, но также привлекла внимание академического сообщества, тех, кто следит за событиями, связанными с исламской религией, и развитием ситуации в Сирии. Кирилл Семенов и Антон Мадрасов, эксперты Российского совета по международным делам, написали совместную статью в российской «Независимой газете» под названием «Почему Россия делает ставку на Башара Асада». В статье они приходят к выводу, что Дамаск меняет баасистскую идеологию на культ «светского ислама».

По мнению авторов, замечания муфтия Хассуна, союзника Башара Асада, удивили даже тех мусульман, которые далеки от фундаменталистов, и четко продемонстрировали формирование учения «светского ислама» в Сирии. Эта доктрина может стать идеологической моделью, вокруг которой объединятся сторонники сирийского режима на фоне устаревшей идеологии партии Баас. Сирийское руководство не говорит открыто, что прежняя идеология исчерпала себя, но партийные работники уже давно бьют тревогу, и она усиливается по мере приближения окончания войны.

В то время как военные операции в Сирии близятся к завершению, а внешние игроки начинают говорить о чем-то вроде процесса политического урегулирования, все более актуальным становится вопрос о стабильности положения Асада. Несмотря на неоднократные заявления о необходимости реформ, Дамаск, который поддерживают Россия и Иран, не готов к компромиссу и будет принимать во внимание мнение лишь той оппозиции, которая всегда была лояльна режиму и на самом деле являлась его «агентом». Сирийский режим по-прежнему называет то, что произошло в стране, «агрессией», «кризисом» и «войной с террором», не признает гражданский характер конфликта и пытается вернуться к прошлому, игнорируя причины «арабской весны».

Однако в кулуарах представители правящей партии Баас признают, что нехватка кадров и несоответствие действительности нынешней идеологии — еще одна мина замедленного действия для власти правящего класса. Несмотря на очевидные недостатки идеологии баасистов, власти в сущности ведут общество к ситуации, когда становится невозможно найти альтернативу режиму на тот случай, если он падет. Идеология сирийского руководства в период конфликта претерпела значительные изменения и в настоящее время основывается на компромиссе, при котором секуляризм объединен с исламским дискурсом. Распространение такой компромиссной доктрины привело к появлению вопиющих противоречий и определений. Так, к примеру, муфтий Хассун называет себя «светским муфтием».

В контексте этой «компромиссной доктрины», по мнению авторов, был сделан шаг, чтобы сблизить два течения в исламе, суннизм и шиизм, что играет на руку Ирану, стимулирующему непрерывный процесс шиитизации в Сирии. Также ислам сближается с другими религиями, чьи последователи живут в Сирии. Примечательно, что эта доктрина основывается на личной преданности Башару Асаду. Это ясно иллюстрируют, к примеру, выступления лидера «Сил Тигра» Сухейля аль-Хасана, который сравнивал сирийского лидера с пророком Мухаммедом. Проасадские формирования используют в своих внутренних процессах риторику джихадистов или проиранских фракций. Они называют борьбу Асада против своих врагов «джихадом», а погибших в войне «шахидами» независимо от их религиозной принадлежности.

Авторы статьи, которые не имеют отношения к газете, представляющей оппозицию Кремлю и его участию в сирийской войне, приходят к выводу, что этот подход сирийского руководства углубляет разрыв между конфликтующими сторонами в Сирии: светской верхушкой и многоконфессиональным меньшинством в городах и консервативными суннитскими жителями деревень. У последних такое поведение сирийских властей может вызвать отторжение и рассматриваться как искажение религии.

Такая ситуация, по их мнению, создает лишь иллюзию покоя в послевоенной Сирии, а также вакуум, который могут заполнить радикальные проповедники. Этим уже пользуются подпольные ячейки «Исламского государства» (террористическая организация, запрещена в РФ — прим. ред.).