У меня сложилось впечатление, что на протяжении многих лет мы жили в убеждении, что нам просто нужно больше, чем другим. Немного за заслуги, которые в значительной степени способствовали падению коммунизма в Восточной Европы, немного исторически — за наши страдания, за нашу приверженность христианству, немного с экономической точки зрения — в конце концов, мы можем похвастаться крупнейшим внутренним рынком в регионе, потенциалом и квалифицированными кадрами. В зависимости от периода есть также другие предпосылки для нашей гордости.
В определенный момент в Варшаве с удивлением узнали, что значительные и престижные инвестиции обходят ее стороной. Их получили Чехия, Словакия или Венгрия.
И хотя Польша пытается привлекать инвестиции, другие делают это более эффективно. И никто уже не обращает внимание на старые польские заслуги. По собственной же вине страна утратила роль страны ЕС, которая была на политической передовой в регионе. И восстановить этот статус будет очень трудно.
А теперь мы можем еще и пострадать от заметного снижения числа незаменимых для нашей экономики работников из других стран, в частности из Украины. Как-то так случилось, что Польша стала для них страной первоочередного выбора. Однако оказалось, что на них положила глаз не только Германия, но и недооцененные до этого времени Чехия и Словакия. Более того, эти страны стараются привлечь украинских трудовых мигрантов, упрощая формальности, которых наши работодатели до сих пор не могут дождаться.
Несмотря на все просьбы об упрощении формальных процедур для украинцев, ситуация в Польше не изменилась. Варшава «стоит на месте там, где другие страны действуют». Рекрутинговые компании говорят прямо о том, что Польша перестала быть лидером по открытости для работников из Украины. И если ничего не изменится, Польша может стать тем, кто больше всех проиграет в регионе.