На этой неделе в Дубаи на общем собрании Интерпола близкого союзника Владимира Путина могут избрать новым руководителем этой организации. Генерал-майор Александр Прокопчук уже был замечен в злоупотреблении запросами Интерпола на экстрадицию, которые известны под названием «красные уведомления». Делал он это в рамках преследования путинских врагов, в том числе видных американских бизнесменов и защитников окружающей среды.
В прошлом месяце таинственным образом исчез предыдущий глава Интерпола Мэн Хунвэй (Meng Hongwei). Оказалось, что он был арестован в Китае. Это дало возможность Путину реализовать свои назойливые планы. Но если Кремль станет посягать на нейтралитет этой организации, как отреагирует Запад? Как цивилизованные страны мира, признающие и уважающие верховенство права, защитят своих граждан от гнева новой глобальной полиции Путина, когда ее возглавит верный ему генерал?
Симпатии генерала Прокопчука предельно ясны. В 2003 году его назначили на должность в российское Министерство внутренних дел. Произошло это вскоре после того, как Путин занял пост президента. Прокопчук стал ключевым инструментом в процессе путинизации российского государства. С 2011 года, когда Прокопчука назначили главой российского бюро Интерпола, он является незаменимым человеком в путинских манипуляциях и в злоупотреблении полномочиями этой якобы нейтральной и аполитичной международной организации.
Отчасти проблема заключается в том, как работает система красных уведомлений Интерпола. Процесс подачи заявлений на выдачу международного ордера на арест печально известен своей ненадежностью. Государству-члену достаточно просто представить заявку по соответствующей форме. Надзора и контроля практически не существует. Интерпол редко проверяет обоснованность таких заявок и ордеров. Организация сама признает, что примерно 97% заявок на выдачу красного уведомления не подвергаются тщательному анализу.
В 2008 году на основании красного уведомления Интерпола в Копенгагене задержали гражданина США, и почти два месяца продержали его в тюрьме строгого режима. Никаких обвинений Илье Кацнельсону не предъявили, так как следствие пришло к выводу, что причиной заявки на выдачу ордера стали связи Кацнельсона со злейшим врагом Путина российским диссидентом Михаилом Ходорковским. Американский инвестор и критик Путина Билл Браудер пережил нечто подобное в Мадриде, где испанская полиция арестовала его прямо в гостиничном номере, заявив, что причиной ареста является «российский Интерпол».
То, что Путин использует Интерпол в качестве инструмента давления и возмездия, наиболее ярко проявляется во входящих в ЕС странах Прибалтики и на Балканах. Накануне выборов 2013 года в крошечной Эстонии с населением 1,3 миллиона человек Интерпол выдал ордер на экстрадицию эстонского политика и начальника разведки Ээрика-Нийлеса Кросса (Eerik-Niiles Kross). Его партия могла получить большое количество голосов избирателей в ходе борьбы против пророссийской партии.
Самая тревожная тенденция состоит в том, что Россия использует Интерпол в качестве инструмента расширения своего влияния на Балканах. Путину очень хочется обеспечить России контроль над поставками энергоресурсов в Евросоюз, и для этого он задействует возможности Роснефти и Газпрома, которые являются верными ставленниками Кремля. Под бдительным взором генерала Прокопчука Интерпол использует красные уведомления для изменения геополитических течений и для атак на европейскую энергобезопасность.
С 2009 года, когда венгерская энергетическая компания MOL победила российских конкурентов и начала вкладывать инвестиции в крупнейшую энергетическую компанию Хорватии INA, Россия поддерживает попытки INA уклониться от соблюдения условий достигнутого соглашения. Мощное энергетическое присутствие России в Центральной Европе будет иметь огромные последствия для региона и для ЕС. Пожалуй, не случайно то, что на этой неделе Интерпол выдал красное уведомление на имя председателя правления MOL Жолта Хернади (Zsolt Hernádi) по обвинению во взяточничестве, хотя торговый арбитраж ООН, являющийся самым старшим судом, в 2017 году оправдал его, сняв с Хернади те самые обвинения.
Все эти события происходят в очень важное для региона время. Председатель правления Газпрома Алексей Миллер в 2014 году посетил Хорватию в попытке отпугнуть потенциальных конкурентов, действующих, как считает Россия, в ее центральноевропейском глубоком тылу. Система красных уведомлений Интерпола имеет вполне реальные геополитические последствия как для энергетических сделок, так и для избирательных кампаний. А если Путин в состоянии взять под свой контроль добропорядочные европейские институты для осуществления тихих экономических переворотов и дестабилизации Европы, Западу уже сейчас необходимо пересмотреть свои отношения с этими организациями. Если позволить Путину беспрепятственно осуществлять свою агрессию, это приведет либеральный порядок к перманентным стратегическим потерям.
В Интерполе 192 страны-члена. На долю 14 демократических участников этой организации приходится 74% ее финансирования. Если они на собрании в Дубаи не воспользуются этими финансовыми рычагами для изменения архаичных процессов Интерпола, Европе и западному миру придется заплатить гораздо более высокую цену.
Камран Бохари — специалист по национальной безопасности и внешней политике, работающий в Институте профессионального развития при Оттавском университете.