Прославленный Карлос Гон совершил такое блистательное восхождение в автомобилестроении, что в написанном о нем графическом романе этого человека назвали супердиректором. Но в понедельник супердиректор был уволен с поста председателя «Ниссан Мотор» и арестован в Токио за занижение суммы своих доходов в декларациях, поданных в японские финансовые органы.
Один разоблачитель передал властям информацию о денежной компенсации Гону и обвинил его в том, что тот использовал средства компании в личных целях. Такие обвинения, особенно в использовании корпоративных средств в неслужебных целях, приводили к ниспровержению и других руководителей, которые стирали грань между средствами компании, привилегиями своего служебного положения и своей личной жизнью и состоянием.
Наряду с Гоном японские власти обвинили директора правления «Ниссан» Грега Келли (Greg Kelly) в правонарушениях и ненадлежащем поведении. 64-летний Гон возглавляет альянс «Ниссан-Рено» где «Ниссану» и «Рено» принадлежат значительные пакеты акций друг друга. А еще «Ниссан» владеет контрольным пакетом акций компании «Мицубиси». Архитектором такого объединения был Гон. Теперь, когда уход Гона стал практически неизбежен, появляется множество слухов и предположений о будущем этого альянса.
Компания «Ниссан» сделала заявление о том, что ей рекомендовали уволить со своих постов Гона и Келли.
Гон стоит во главе сложной корпоративной структуры, будучи генеральным директором альянса «Рено — Мицубиси — Ниссан». В 1999 году «Рено» приобрела акции «Ниссана» и получила контроль над его управлением, потому что эта компания в то время очень сильно страдала от неумелого руководства. Но в прошлом году Гон покинул пост гендиректора «Ниссана», оставшись при этом руководителем альянса.
По его словам, он будет занимать этот пост до конца 2020 года. Таким образом, Гон теперь бросает тень на весь альянс. Известно, что в этой должности он ведет себя как альфа-самец, контролируя все фигуры на шахматной доске трех компаний и часто вызывая недовольство у назначенных им руководителей.
Обозреватели отреагировали на эту новость по-разному. «Шокирована новостями о Гоне, но я слышу тихие разговоры о том, что особо по нему никто скучать не будет. За многие годы он сосредоточил в своих руках огромную власть и рычаги контроля», — говорит старший аналитик сайта KBB.com Ребекка Линдланд (Rebecca Lindland).
«Компенсационные выплаты Гону давно уже вызывают критику и зависть у людей из „Нисана", — сказала главный аналитик портала Autotrader.com Мишель Кребс (Michelle Krebs). — Японские директора и сотрудники не зарабатывают столько денег, как руководители в других странах. Поэтому вопрос вознаграждения — это всегда проблема. Наверное, на это не обратили бы особого внимания, но сегодня успехи у этой компании не такие, как раньше».
Как заявила сегодня токийская районная прокуратура, Гона подозревают в занижении корпоративной зарплаты на сумму 44,6 миллиона долларов в нарушение закона «О финансовых инструментах и биржах».
Один бывший сотрудник «Ниссана», попросивший не называть его имя из-за сохранившихся у него деловых отношений с этой компанией, предположил, что это японские менеджеры передали информацию о Гоне в правоохранительные органы, потому что им очень хотелось выйти из-под его жесткого контроля. Он сказал: «Японцам никогда не нравился такой порядок, но им приходилось мириться с этим, поскольку „Ниссан" был на краю гибели. Но это было 20 лет назад, а сейчас компания преуспевает, и очень многим старшим управленцам и даже чиновникам из японского правительства хочется оставить Гона за бортом».
Почетный председатель Центра автомобильных исследований (Center for Automotive Research) доктор наук Дэвид Коул (David Cole) давал рекомендации очень многим руководителям из отрасли автомобилестроения, и он говорит, что Гона просто нагнало время. «В вопросах управления он использует схему „король и его подданные", а не „тренер команды", — отмечает Коул. — Он почти 20 лет руководил невероятно сложной политической паутиной, состоящей из людей и операций».
Инвесторы отреагировали на эти новости не лучшим образом. Акции «Рено» в последние дни упали на 10%. «Ниссан» потерял девять процентов.
Эта компания выступила с убийственным заявлением по поводу Гона и Келли. «Основываясь на информации разоблачителя, компания „Ниссан Мотор Лимитед" последние семь месяцев проводит внутреннее расследование по вопросу ненадлежащего поведения уполномоченного директора и председателя Карлоса Гона и уполномоченного директора Грега Келли. Расследование показало, что Гон и Келли на протяжении многих лет в своих декларациях указывали суммы компенсационных выплат, которые были меньше реальных сумм. Делалось это для того, чтобы уменьшить раскрываемую сумму компенсации Карлоса Гона. Кроме того, что касается Гона, то были вскрыты и другие многочисленные и существенные факты его ненадлежащего поведения, скажем, использование средств компании в личных целях. Причастность к этому Келли тоже подтверждена».
Управленческие навыки Гона ценились очень высоко. Придя в «Ниссан», он преобразил компанию, сокращая рабочие места и закрывая старые заводы, чего не хотели делать предыдущие руководители. Кое-кто говорил, что компании нужен человек со стороны, у которого в ней нет политических и личных связей. Так можно будет побороть расточительность и неэффективность. Иностранцу будет проще выступить против японских общественных нравов, из-за которых очень сложно осуществлять радикальную перестройку.
Но некоторые события в компании показывают, что Гон зашел слишком далеко. В октябре прошлого года пришлось остановить производство на всех японских предприятиях компании, когда выяснилось, что она подделывала данные по выхлопам и по расходу топлива. Похожие нарушения стоили компании «Фольксваген» более 18 миллиардов долларов, которые она выплатила в виде штрафов и судебных компенсаций.
Управленческие таланты Гона изучали в бизнес-школах, поскольку он сумел соединить производственную и прочую деятельность двух крупных автомобильных компаний, и при этом не разрушил их. Его успехи резко отличаются от неудачных слияний и поглощений, таких как приобретение компании «Ровер» корпорацией БМВ или поглощение «Крайслера» «Даймлером». А еще все помнят, как «Форду» не удалось приспособиться к новым условиям после приобретения «Ягуара» и «Вольво».
После поглощения «Мицубиси», чему способствовало японское правительство, стремившееся спасти очередного автопроизводителя, так и не оправившегося от многолетней бесхозяйственности, альянс в этом году вышел на уровень продаж 11 миллионов машин в год. Это больше, чем объем продаж у «Дженерал Моторс», «Фольксвагена» и «Тойоты».
Гон, который на момент заключения сделки с «Ниссаном» работал в «Рено», помог создать такую схему, в рамках которой «Рено» и «Ниссан» в больших количествах приобрели акции друг друга. Таким образом, обе компании вынуждены сотрудничать, и у них появились для этого весомые стимулы. Под руководством Гона и при новой организационной структуре они начали преуспевать, сохранив при этом различия между двумя брендами, сэкономив огромные средства на закупках и на техническом развитии. Затем Гон расширил альянс, когда «Ниссан» купил 34% акций «Мицубиси».
Компенсационные выплаты Гону — это сложный вопрос. Он получает зарплату в «Рено», «Ниссане», а теперь и в «Мицубиси». Он поссорился с французским правительством из-за своей компенсации в «Рено». Когда президент Макрон в 2016 году был министром финансов, он заставил «Рено» уменьшить зарплату Гону. В последние годы акционеры голосуют против предлагаемых пакетов выплат этому человеку. В «Ниссане» Гон зарабатывает значительно больше, чем большинство японских руководителей из сектора автомобилестроения. Поэтому как среди менеджеров «Ниссана», так и среди руководителей других японских компаний существует недовольство по этому поводу. При этом следует сказать, что они имеют большое влияние на японское правительство — гораздо больше, чем Гон.
Скандалы, происходящие с влиятельными людьми типа Гона, вызывают свист и улюлюканье тех людей, которые имеют с ними какую-то связь. Бывшая супруга Гона Рита Гон в понедельник разместила в соцсетях следующее сообщение: «Все, кто страдает нарциссизмом, лицемеры. Они делают вид, что у них есть мораль и ценности, которыми они в действительности не обладают. За закрытыми дверями они лгут, критикуют, допускают неуважение и злоупотребления. Они могут говорить и делать все что хотят, но мы не смеем ничего говорить им в ответ или критиковать их. У них есть целый набор правил для других, но сами они этим правилам не следуют, как не выполняют ничего из того, что проповедуют».
Будущее Гона теперь в руках японских и французских законодателей и правоохранительных органов.