Реагируя на российскую аннексию Крыма, в марте 2014 года Европейский союз ввел против нашего восточного соседа санкции, охват которых в дальнейшем продолжал расширяться. Были заморожены активы 155 человек и 44 компаний, запрещен импорт товаров с Крыма, а также введены другие экономические ограничительные меры (в частности, ограничение доступа России к стратегическим технологиям и услугам, запрет на импорт и экспорт вооружений, а также продукции двойного назначения).
В ответ летом 2014 года Москва решила ввести эмбарго на пять категорий сельскохозяйственной продукции (фрукты, овощи, мясо, рыба, молочные продукты) из стран ЕС и некоторых других государств. Именно эти товары в предыдущие годы активнее всего экспортировались в Россию из Польши, так что польских предпринимателей начали пугать тем, что российские шаги приведут к полному прекращению торговли с восточным соседом и краху на сельскохозяйственном рынке нашей страны. В свете этого следует проанализировать, как выглядит ситуация на самом деле, и действительно ли на торговле с россиянами придется поставить крест.
Как изменились торговые отношения между ЕС и Россией за последние годы?
Россия много десятилетий подряд была одним из важнейших торговых партнеров ЕС, занимая место после США, Китая и Швейцарии (около 6% всего товарооборота). Завязыванию тесных отношений способствовала также зависимость Европы от поставок российских нефти и газа. Для России Евросоюз играл (и продолжает играть) важную роль: примерно половина ее экспорта идет на европейский рынок. ЕС также выступает в РФ важным инвестором (более 70%).
После введения санкций представители бизнеса по обе стороны границы предвещали, что торговые отношения сойдут на нет. Опасения, однако, оправдались лишь отчасти. В 2014-2016 годах из-за ограничительных мер объем экспорта из стран-членов Евросоюза в Россию уменьшился примерно на 15% в годовом исчислении. Сильнее всего пострадали Кипр (снижение товарооборота на 34%, Греция — на 23%, Хорватия — на 21%).
При этом, как показывают данные, с негативными эффектами эмбарго столкнулись в первую очередь сами россияне. Их ответные санкции привели к росту цен, поскольку на внутреннем рынке возник дефицит. В период между августом 2014 года и августом 2016 года рыба и свинина подорожали в России на 50%, фрукты и овощи — на 36%, говядина — примерно на 10%, а хлебобулочные изделия — на 20%. Такой рост цен привел к уменьшению реальных доходов россиян, в итоге эмбарго обошлось каждому жителю России в 80 долларов в год.
Следует подчеркнуть, что последствия введения санкций наиболее резко ощущались в год появления этих мер, а в дальнейшем негативные эффекты удалось сгладить. С начала 2017 года в России наблюдается экономический подъем, объем товарооборота с партнерами увеличивается. Немецкие компании в 2017 году увеличили экспорт в РФ на 20%, французские — на 26%, итальянские — на 17%, а польские — чуть меньше, чем на 20%.
Как отразились санкции на Польше?
После того, как вступило в силу российское эмбарго на продовольственные товары, ожидалось, что сильнее всего от него пострадают наш рынок, а место польских компаний займут те игроки, на которых санкции не распространяются. Действительно, объем польского экспорта уменьшился с 33 миллиардов злотых (примерно 7,8 миллиарда евро, — прим.пер.) в 2013 году до 20 миллиардов злотых (примерно 4,8 миллиарда евро, — прим.пер.) в 2016. Что касается сельскохозяйственной продукции, в 2013 году наши производители поставили за границу товаров на сумму в 20,4 миллиарда евро, из чего на Россию пришлось 7,1% (1,25 миллиарда евро).
Польский агропромышленный сектор смог минимизировать ущерб от российских санкций благодаря активному продвижению своих продуктов в странах ЕС и выходу на другие рынки (объем экспорта продовольственной продукции и живых животных в период с 2013 по 2016 год увеличился на 24% несмотря на то, что в Россию этих продуктов стало поставляться на 72% меньше).
Российские ограничительные меры отразились на польских экспортерах, однако, негативный эффект оказался не так силен, как планировали россияне. Также не сбылись прогнозы о том, что потери будут огромными и невосполнимыми. Объем товарооборота уменьшился, но одновременно производителям пришлось предпринять шаги, направленные на диверсификацию направлений экспорта.
16 ноября польская компания «Фамур» заключила контракт на сумму в 100 миллионов злотых (примерно 23,8 миллионов евро, — прим.пер) с российским горно-обогатительным комплексом«Инаглинский, которому она поставит механизированный комплекс подземной обработки, а также систему скребковых конвейеров.
Можно ли сейчас вести бизнес, а если да, то в каких областях?
Хотим мы того или нет, но из-за нашего географического положения, культурной близости, исторических традиций и зависимости от поставок газа Россия останется для Польши важным партнером. Это для нас третий (после Германии и Китая) по значимости импортер и страна, занимающая седьмое место в списке направлений нашего экспорта (после Германии, Чехии, Великобритании, Франции, Италии и Голландии). Россия с ее 150-миллионным населением несмотря на различные возникающие сложности может оказаться интересным местом для торговли и ведения бизнеса.
В последние годы в России появилось несколько новых инициатив, связанных с ведением экономической деятельности, в результате стало легче, в частности, зарегистрировать новую фирму или получить разрешения на строительство, снизились затраты на оплату труда и аренду офисных помещений. Благодаря этому в рейтинге «Ведение бизнеса» (Doing Business) за 2018 год РФ оказалась на 35 месте (в 2014 она занимала 92 позицию). Более того, в этой стране существует около 170 особых экономических зон, в которых местные власти предлагают выгодные условия работы для иностранных компаний (низкие ставки на аренду земли, налоговые льготы).
Следует также отметить, что Россия входит вместе с Белоруссией, Казахстаном и Арменией в состав Евразийского экономического союза. Эта организация, которая, по задумке должна была превратится в противовес Евросоюзу, на самом деле стала ориентироваться на европейское законодательство. Зачастую технические регламенты России и ЕАЭС непосредственно опираются на соответствующие тексты европейских директив и нормативных документов. Уже сейчас в ЕАЭС действует примерно 30 отраслевых норм, заимствованных из правовой системы ЕС. Более того, члены Евразийского экономического союза признают около 6 тысяч европейских стандартов на отдельные товары, благодаря чему многие из них могут экспортироваться на российский рынок без дополнительного контроля и сертификации.
Наиболее перспективными товарами в контексте экспорта в Россию, на которые следует обратить внимание польским предпринимателям, представляются косметика, автомобили и комплектующие для них, продукция электромеханических, фармацевтических, химических и металлургических предприятий, а также услуги в строительном секторе и секторе информационных технологий.
В агропромышленном секторе, на который распространяется самое большое количество ограничений, польские компании могли бы попытать успеха с экспортом жиров и некоторых обработанных пищевых продуктов (овощные консервы, кондитерские изделия), а также кормов для скота. В отрасли растениеводства хорошо обстоят дела у флористических компаний. Кроме того, некоторые запрещенные европейские продукты до сих пор попадают в Россию путем реэкспорта из других стран. Каждый, например, знает, что яблоки с белорусскими документами на самом деле приезжают из Польши. Торговля просто на шаг опережает политику.
Что следует учитывать?
Одновременно не следует забывать, что российская экономика (несмотря на незначительные улучшения двух последних лет) до сих пор находится не в самой лучшей форме. Размер средней заработной платы в России в два раза ниже, чем в Польше, а около 14% россиян живут за чертой бедности. Россиянам удалось остановить падение ВВП (рост, согласно прогнозам, может составить 1,9%) и разгул инфляции, однако состояние экономики нельзя назвать удовлетворительным, а уровень жизни граждан остается низким.
Развитию экспорта в Россию мешают разнообразные тарифные и нетарифные барьеры. Доступ на рынок осложняют, в частности, разнообразные препятствия для иностранных инвесторов, недостаточный уровень защиты торговых марок, фитосанитарные и ветеринарные ограничения, количественные квоты, а также затянутые бюрократические процедуры.
В своем ежегодном докладе Европейская комиссия указала, что в России действует 36 торговых ограничений в отношении поставщиков из ЕС (то есть больше, чем в отношении Китая). Это, например, выгодные условия выделения кредитов на покупку автомобилей российского производства, повышенные акцизные ставки на импортные вина или предоставление судам, ходящим под российским флагом, исключительного права на перевозку нефти, газа и угля по Северному морскому пути.
Руководствуясь исключительно политическими интересами, российские власти часто уничтожают попавшие в РФ товары, на которые распространяются санкции. По данным Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, в период с августа 2015 по июль 2018 года было конфисковано около 25 тысяч тонн такой продукции (в основном растительного происхождения).
Это выглядит не столь очевидным, но на наши отношения с восточным партнером может повлиять также политика США. Несколько месяцев назад американский Конгресс заявил, что он может ввести новые ограничительные меры, которые, как и в случае Ирана, будут иметь экстерриториальный характер. То есть они затронут торгующие с Россией заграничные компании, если те ведут расчеты в долларах, или если их деятельность относится к тем секторам, на которые распространяются американские санкции.
Стоит или не стоит?
Влияние санкций на экономическую ситуацию в Европейском союзе и в Польше (в том числе на их агропромышленный сектор) невелико. Польские экспортеры несмотря на эмбарго наращивают объем экспорта, выходя на новые рынки. В итоге реальные издержки могут понести лишь несколько финансовых организацией из нескольких европейских стран, если российские должники окажутся неплатежеспособными, а также несколько энергетических концернов, которые вели активное сотрудничество с Россией, а сейчас опасаются, что их инвестиции пострадают.
Ожидать того, что в ближайшие годы ЕС или Россия отменят санкции или экономическая ситуация РФ значительно улучшится, не приходится. Рецессии по-прежнему будет способствовать ряд в том числе политических факторов. Риск ужесточения американских санкций может склонить российское руководство ввести новые ограничения в торговле с западными странами, в том числе с Польшей, так что основной стратегией в экономических отношениях между партнерами станет осторожность.
Это не означает, что у России нет значительного, до сих пор не использованного в полной мере потенциала. Если существующие сейчас политические риски исчезнут, польские предприниматели смогут извлечь из контактов с ней большую выгоду.