Не так давно в одной из своих речей бывший глава ЦБ Китая Чжан Сяочуань поднял вопрос о финансовых санкциях США. Он заявил, что Америка долго применяла военные, политические и экономические санкции, но не особенно пользовалась финансовыми. Однако в последнее время по мере того, как США накладывают финансовые санкции на Россию и другие страны, в таких сферах, как выбор расчетной валюты для мировых торговых и инвестиционных сделок, выбор резервной валюты и менеджмент потоков капитала возникают новые вопросы и вызовы.
Нельзя не признать, что финансовые санкции США — это мощное оружие, которое, к примеру, привело к упадку в экономике и большим потерям в России и Иране. Тем не менее данные ограничения для США — это палка о двух концах. С одной стороны, через санкции Америка действительно может наказать «непослушные» страны, но с другой стороны, этот метод постоянно уменьшает доверие международного сообщества к доллару, нанося ущерб его господству на мировом рынке. ЕС хочет создать новую систему международного валютного клиринга, а Россия распродает казначейские облигации США и покупает золото — все это серьезно бьет по международному статусу доллара. В краткосрочной перспективе финансовые санкции действительно могут играть роль устрашающей силы, но в долгосрочной перспективе их влияние будет слабеть.
Фактически, применяя финансовые санкции, США использует доллар как свое самое главное оружие. Его могущество неоспоримо — доллар является основной мировой расчетной валютой, большинство международных сделок, платежей, расчетов производятся в долларах, в то время как евро, фунт и йена играют второстепенные роли. Однако в долгосрочной перспективе тенденция к ослабеванию доллара совершенно очевидна. Это будет происходит еще быстрее, если США и дальше будет вольно размахивать «дубинкой» финансовых санкций. Трампу сильный доллар также не нравится — недавно он выразил свое недовольство Федеральной резервной системой США. Он надеялся на то, что курс доллара будет немного ослаблен, чтобы простимулировать американский экспорт и занятость в традиционных отраслях производства. Подтолкнуть экономику США может только слабый доллар, пусть даже Трамп и не может контролировать решения Федеральной резервной системы.
Наконец, можно посмотреть на положение основных мировых валют. Появление евро представляло для доллара определенную угрозу, но европейский долговой кризис серьезно ослабил эту валюту. Она не может пошатнуть господство доллара. В краткосрочной перспективе юаню и йене также будет сложно заменить доллар. Тем не менее диверсификация мировой валютной системы станет мегатрендом вместе с углублением экономической глобализации. В будущем китайский юань займет надлежащее место в международных платежах и расчетах по мере того, как в Китае будет продвигаться финансовая реформа и интернационализация юаня.