Воины изолированного индийского племени, населяющего удаленный от цивилизации остров, расстреляли непрошеного гостя из Америки из луков, сообщает полиция.
27-летний Джон Аллен Чау предположительно нанял рыбаков, чтобы те доставили его на Северный Сентинельский остров, где обитает враждебное племя с тридцатитысячелетней историей.
«Рыбаки предупреждали его, что это рискованное предприятие», — говорит Денис Джайлз, защитник прав туземцев и журналист, специализирующийся на Андаманских и Никобарских островах, где и произошел инцидент. Эта территория принадлежит Индии и управляется индийскими властями.
По его словам, Чау, который вел миссионерскую деятельность от имени ряда христианских организаций, давно пытался проникнуть на Северный Сентинельский остров и достиг своей цели в субботу. Часть пути он проделал на рыбацкой лодке-динги, часть — на байдарке.
«Так или иначе, он добрался до берега, — рассказывает Джайлз. — Оставшиеся позади рыбаки видели, как в него полетели стрелы. Потом они видели, как его тело оттащили в глубь острова и закопали».
Андаманские и Никобарские острова разбросаны на пересечении Бенгальского залива и Андаманского моря. В 1850-х годах их колонизировали британцы, превратив в каторжное поселение для борцов за независимость Индии, принявших участие в восстании сипаев 1857 года (наемные солдаты в колониальной Индии, прим. перев.).
Антропологи убеждены, что первые люди появились на Андаманах не позднее чем две тысячи лет назад. Генетические же исследования гласят, что четырем племенам аборигенов — из которых сентинельцы считаются наиболее неконтактными — по меньшей мере 30 тысяч лет.
На Северном Сентинельском острове площадью примерно 50 квадратных километров живет порядка сотни сентинельцев. С окружающим миром они не поддерживают контакта по крайней мере с 1991 года. Начиная с 1960-х, антропологам под вооруженным конвоем удалось сперва поднести племени дары, а затем даже нанести ряд визитов для натурных исследований. Однако эти попытки были свернуты примерно четверть века назад.
Контактов сентинельцы не только избегают, но противятся им с оружием в руках. В 2006 году они убили двух индийских рыбаков, чья лодка случайно отвязалась и придрейфовала к берегам острова, сообщает организация «Международное выживание», которая защищает права туземцев. На вертолет, прибывший забрать тела рыбаков, сентинельцы обрушили град стрел.
Антрополог ТМ Пандит, ведущий специалист по сентинельцам, в сентябрьском интервью вспомнил свой первый контакт с племенем.
«Туземцы высыпали на пляж, глядя, как прибывает наша лодка», — говорит он.
«Собралась целая толпа. Но никакой агрессии они не выказывали. Мы прошли вглубь леса где-то километр».
«Лицом к лицу они к нам так и вышли. Все время прятались в лесу, но пристально следили за нашими действиями. Через какое-то время мы наткнулись на открытое место, расчищенное под лагерь. Там стояло 18 хижин, перед каждой имелось кострище за оградкой из палок».
Индийская полиция возбудила дело об убийстве против «неустановленного туземца». Еще семь человек арестовано за пособничество — за то, что помогли Чау добраться до острова.
В среду вечером семья Чау написала на своей странице в Инстаграме, что они прощают убийц своего сына и просят освободить тех, кто ему помогал. Родственники вспомнили Чау как «любимого сына, брата и дядю», а также христианского миссионера. «Он любил Бога и жизнь, помогал нуждающимся и к сентинельцам не питал ничего, кроме самых теплых чувств. Мы прощаем всех, кто, предположительно, повинен в его смерти», — написали его родственники о своей утрате.
Чау посещал Андаманский и Никобарский архипелаг и раньше. Как сообщила местная полиция агентству «Рейтер», он говорил о своем желании посетить сентинельцев и обратить их в христианство.
По словам Джайлза, апрельское решение индийского правительства отменить ряд запретов для туристов вызывало неразбериху. «Так, Северный Сентинельский остров был указан в числе открытых», — рассказывает он.
Однако индийские официальные лица говорят, что статус острова не менялся.
Софи Григ, старший научный сотрудник «Международного выживания», отмечает, что своими необдуманными попытками достучаться до сентинельцев Чау ставил под угрозу как свою собственную жизнь, так и жизни туземцев.
«Сентинельцы — один из самых уязвимых народов планеты — объясняет Григ. — Он же мог занести на остров болезни, от которых вымрет все племя».
Индийское правительство придерживается политики «руками не трогать, но следить во все глаза». Раз в несколько месяцев правительственные чиновники подплывают к острову для инспекции, чтобы убедиться, что у туземцев все хорошо.
В американском консульстве в Ченнаи, столице южного штата Тамил-Наду, заявили, что о гибели Чау осведомлены. От дальнейших же комментариев представитель посольства Кэтлин Хоузи уклонилась, сославшись на соображения приватности.
Шив Вишванатан, социолог и профессор Глобального университета имени Джиндала, заявил, что Северный Сентинельский остров считается охраняемой территорией и для туристов закрыт. «Точная численность племени неизвестна, но их остается все меньше. Правительство обязано их защищать», — сообщил он.
В воды вокруг острова регулярно наведываются браконьеры — они промышляют охотой на черепах, а также ныряют за омарами и морскими огурцами.
Суммарная численность всех четырех туземных племен, населяющих архипелаг, предположительно составляет порядка 700 человек. По первым же оценкам колониальных времен, когда на острова ступили британцы, там жило примерно пять тысяч человек. Аборигены охотятся на диких животных, собирают фрукты, мед и насекомых.